Сведения об образовательной организации Образовательный портал Контакты
EN

Аккредитация медицинских работников и система непрерывного медицинского образования

С 2021 года медицинские и фармацевтические работники, чтобы получить допуск к выполнению профессиональной деятельности по специальности, вместо сертификации должны проходить процедуру аккредитации (постепенный переход от сертификации к аккредитации происходил с 2016 г.):

Вид аккредитации Кто проходит Этапы аккредитации
Первичная аккредитация Выпускники образовательных учреждений, которые получили среднее, высшее или иное медицинское и фармацевтическое образование
  1. Тестирование
  2. Оценка практических навыков (умений) в симулированных условиях – объективный структурированный клинический экзамен (ОСКЭ)
  3. Решение ситуационных задач (кейсов)
Первичная специализированная аккредитация Выпускники программ подготовки кадров высшей квалификации (ординатура)
Выпускники программ профессиональной переподготовки
Выпускники, получившие образование в иностранных государствах
  1. Тестирование
  2. Оценка практических навыков (умений) в симулированных условиях – объективный структурированный клинический экзамен (ОСКЭ)
  3. Решение ситуационных задач (кейсов)
Периодическая аккредитация Медицинские сотрудники, которые получили дополнительное профессиональное медицинское и фармацевтическое образование, способствующее совершенствованию ранее полученных профессиональных знаний и навыков или курсы повышения квалификации. Оценка портфолио

 

Актуальная информация о Периодической аккредитации размещена на сайте Федерального аккредитационного центра

Обратите внимание!

Получать свидетельство об аккредитации как раньше сертификат — в настоящее время не нужно. Вся информация хранится в ЕГИСЗ ФРМР. Работодатель увидит, что у вас есть допуск к работе.

Если по каким-то причинам у работодателя нет доступа к единой информационной системе (например, ведомственные организации МВД, ФСБ), можно получить выписку из ЕГИСЗ через Госуслуги.

Услуга предоставляется бесплатно. Срок ожидания — 3 дня.

Свидетельство можно получить ТОЛЬКО:

  • если специалиста нет в ЕГИСЗ (медики ведомственных организаций МВД, ФСБ и т.п.)
  • если оно необходимо для работы в российских медицинских учреждениях за границей.

Порядок выдачи бумажного свидетельства прописан в приказе от 22.11.2021 №1082. Нужно направить заявление в Минздрав, в нём указать:

  • ФИО;
  • дату рождения;
  • данные документа, удостоверяющего личность;
  • номер СНИЛС;
  • номер контактного телефона;
  • почтовый адрес (в случае отправки свидетельства почтой) или предполагаемую дату прибытия в Минздрав, если планируете получать лично.

Адрес ведомства для корреспонденции: г. Москва, ул. Неглинная, д.25, 3-й подъезд, «Экспедиция». Адрес электронной почты: info@minzdrav.gov.ru

Требование работодателей о необходимости иметь на руках свидетельство об аккредитации не имеет законных оснований — ч.3.1 ст. 69 ФЗ от 21.11.2011 № 323-ФЗ"

 

Новости аккредитации

I. Утверждено новое Положение об аккредитации специалистов

Зарегистрирован приказ Минздрава России от 28.10.2022 № 709н о новом Положении об аккредитации:

Документ вступит в силу с 1 января 2023 г. и будет действовать 6 лет.

Основные новшества:

  1. возможность подачи документов на первичную и первичную специализированную аккредитацию как в бумажном виде, так и с использованием цифровых решений (ФРМР ЕГИСЗ/Единый портал госуслуг);
  2. специалисты с немедицинским образованием, имеющие стаж на должностях медработников не менее пяти лет, получили право на допуск к работе через процедуру периодической аккредитации, а не первичной специализированной (как сейчас);
  3. периодическая аккредитация — сохранены основные принципы проведения процедуры, действующие сегодня:
    • по-прежнему сохраняются 144 часа за 5 лет.
    • добровольное участие медицинских и фармацевтических работников в освоении входящих в перечень портала НМО программ повышения квалификации и образовательных мероприятий;
    • вариативные способы предоставления сведений об освоении образовательных активностей за отчетный период:
      • а) 144 часа исключительно за счет программ повышения квалификации (допускается освоение программ, не включенных в перечень портала НМО);
      • б) 144 часа за счет не менее 72 часов программ повышения квалификации + иных образовательных активностей (интерактивные образовательные модули и образовательные мероприятия, освоение которых зафиксировано на портале НМО);
  4. изменены способы подачи пакета документов:
    • через ФРМР (ведущий способ), при этом портфолио формируется с использованием ФРМР;
    • почтовым отправлением (для тех, кто не внесен в ФРМР);
    • проведение ЦАК (в исключительных случаях — с промежуточным звеном в виде профессиональных НКО) и в ряде случаев субъектовыми комиссиями;
  5. специалисты, аттестованные на квалификационную категорию в текущем году или году, предшествующем подаче документов на периодическую аккредитацию, смогут пройти её без формирования профессиональной части портфолио — достаточно будет только образовательной части (сведений об обучении);
  6. для педагогических и научных работников предусмотрена возможность согласовывать отчет о профдеятельности в учебном заведении, где они осуществляют профессиональную деятельность.
  7. особенности прохождения аккредитации для получивших образование в иностранных учебных заведениях.

 

II. Законопроект о повышении требований к условиям реализации дополнительного медицинского и фармацевтического образования

К дополнительным профессиональным программам (ДПП) относятся программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки. В связи с низким качеством образовательной деятельности по медицинским и фармацевтическим ДПП, реализуемым недобросовестными участниками рынка образовательных услуг, разработан законопроект, который предусматривает:

  • наделение Минздрава России полномочиями по разработке типовых ДПП в области медицинского и фармацевтического образования;
  • требование об указании в приложении к лицензии на право осуществления образовательной деятельности сведений об области реализации подвидов ДПП медицинского и фармацевтического образования.

 

III. Названы крайние сроки прохождения аккредитации

В связи с истечением с 01.07.2022 срока действия приказа МЗ РФ от 23.12.2021 №1179н:

1) врачи и провизоры, завершившие обучение в Российской Федерации в 2020—2022 гг. по программам специалитета, ординатуры, профессиональной переподготовки, и допущенные к работе в соответствии с полученной квалификацией без прохождения первичной/первичной специализированной аккредитации, для продолжения профессиональной деятельности после 1 июля 2022 г. должны пройти её до 01.07.2022 г.

Сроки проведения первичной/первичной специализированной аккредитации (даты приема документов и проведения этапов аккредитации) по конкретной специальности в конкретном аккредитационном центре устанавливает аккредитационная подкомиссия – поэтому везде эти даты разные; необходимо следить за этой информацией на сайтах образовательных и научных организаций, являющихся аккредитационными площадками, в соответствующих разделах, посвященных Аккредитации.

2) сроки прохождения периодической аккредитации определяются датой окончания срока действия сертификата/свидетельства об аккредитации специалиста. Тем, у кого на сегодняшний день сертификат/свидетельство об аккредитации уже просрочены, необходимо учитывать:

  • с учетом п. 4 приказа Минздрава России №58н от 08.02.2021 срок действия сертификатов и свидетельств об аккредитации, которые истекли в период с 01.07.2021 по 31.12.2021, продлен на 12 месяцев. К примеру, если срок действия вашего сертификата закончился 1 августа 2021 года, то он продлевается до 1 августа 2022 года.

NB! Пакет документов для прохождения периодической аккредитации рекомендуется подавать в ФАЦ за 2–3 месяца до окончания действия сертификата/свидетельства об аккредитации.

 

IV. Запрет на одновременную подачу документов в несколько аккредитационных подкомиссий и невозможность параллельного прохождения аккредитации по разным специальностям

Особенности подачи документов на аккредитацию:

  1. не допускается одновременная подача документов для прохождения аккредитации по одной и той же специальности (должности) в несколько аккредитационных подкомиссий;
  2. по техническим причинам одновременное (параллельное) прохождение аккредитации по двум разным специальностям невозможно. Аккредитацию по второй специальности технически возможно пройти сразу после вынесения решения о прохождении аккредитации по первой специальности (после издания итогового протокола).

 

V. Шаблон заявления о получении свидетельства о прохождении аккредитации на бумажном носителе

Заявление о получении свидетельства об аккредитации на бумажном носителе

Порядок получения свидетельств об аккредитации установлен в приказе №1082н.

Специалисту нужно направить заявление (образец в конце поста) в МЗ РФ, в нём указать:

  • ФИО;
  • дату рождения;
  • данные документа, удостоверяющего личность;
  • номер СНИЛС;
  • номер контактного телефона;
  • почтовый адрес.

Заявление можно заполнить от руки или на компьютере. Письменные обращения по почте направляются по почтовому адресу Министерства: 127994, ГСП-4, г. Москва, Рахмановский переулок, д. 3.

Заполнение отчета о профессиональной деятельности

Для работающих специалистов:

В графе «Согласовано» необходимо указать:

  • наименование организации, в которой работаете;
  • наименование должности руководителя или уполномоченного заместителя;
  • ФИО подписанта;
  • печать организации.

Важно: нужно поставить именно «гербовую» печать организации.

Печать отдела кадров, «для документов», штампы – ставить нельзя.

Мотивированный отказ в согласовании

Если руководитель отказывается согласовать отчёт, нужно приложить письменный мотивированный отказ в согласовании. Отказ также необходимо подписать у руководителя или его заместителя и поставить печать.

Для неработающих специалистов

Если на момент подачи заявления на аккредитацию вы не трудоустроены – прикладывайте несогласованный отчёт. Логично: нет работодателя – нет подписи.

Несогласованные отчёты также направляют индивидуальные предприниматели и руководители медицинских и фармацевтических организаций.

Обратите внимание:

  • наличие мотивированного отказа не является причиной отказа в аккредитации;
  • несогласованные отчёты направляются в аккредитационную подкомиссию.