Кафедра клеточной биологии и гистологии
Кафедра клеточной биологии и гистологии лечебного факультета Института медицинского образования ФГБУ «НМИЦ имени В. А. Алмазова» Минздрава России образована в сентябре 2022 года в результате реорганизации кафедры биологии и кафедры морфологии человека с курсом гистологии, цитологии, эмбриологии.
Образовательная деятельность кафедры
В связи с быстрым развитием и внедрением инновационных технологий в области биологии и медицины, образовательная деятельность кафедры клеточной биологии и гистологии построена на интеграции системных фундаментальных знаний, результатов научных прорывных исследований и проблемно-ориентированных технологий в учебный процесс. Цель изучения дисциплин кафедры состоит в формировании у обучающихся системных, базисных знаний для понимания процессов, происходящих в организме человека, с позиций современных представлений о его клеточном и тканевом строении, используемых при дальнейшем обучении на клинических кафедрах, а также в формировании у обучающихся общекультурных и профессиональных компетенций, способствующих подготовке кадров новой формации, нацеленных на совершенствование и развитие профессионального потенциала и своей личности.
Профессорско-преподавательский состав кафедры принимает участие и обеспечивает высокий уровень преподавания по следующим направлениям подготовки:
- уровень специалитет: 31.05.01 «Лечебное дело». Преподаваемые дисциплины: «Гистология, цитология, эмбриология», «Биология человека», «Биотехнологии в медицине», “Цифровая клиническая морфология”.
- уровень аспирантура: 1.5.22. «Биологические науки» профиль «Клеточная биология», 06.06.01 «Биологические науки» профиль «Клеточная биология, цитология и гистология».
- уровень магистратура: 06.04.01 Биология, профиль «Клеточная и молекулярная биология».
Специалитет:
При освоении дисциплины «Гистология, цитология, эмбриология» студенты овладевают знаниями функциональной микроскопической морфологии и особенностей развития клеточных и тканевых структур человека. Применяются активные и интерактивные формы проведения занятий с широким использованием самостоятельного микроскопирования традиционных гистологических препаратов, а также активно внедряются новые цифровые образовательные технологии с использованием электронной базы цифровых изображений микропрепаратов и электронограмм из коллекции кафедры. На основе приобретенных знаний формируются практические навыки работы с микроскопами и умения проведения гистофизиологической оценки состояния клеточных и тканевых структур путём анализа изображений препаратов; происходит обучение студентов важнейшим методам исследования морфологических структур, позволяющим идентифицировать тканевые элементы на микроскопическом и ультрамикроскопическом уровнях в соответствии с современными потребностями и с расчётом на обозримую перспективу развития медицинской профессии.
Преподавание междисциплинарного проблемно-ориентированного курса «Биология человека» ведется от формирования у обучающихся системных фундаментальных знаний, связанных с биологическими, химическими и физическими закономерностями, протекающими в эукариотической клетке, к оценке изменения биологии клетки при заболеваниях человека. В совокупности это обеспечивает подготовку студентов к системному восприятию общемедицинских и клинических дисциплин и формированию у них естественнонаучного мировоззрения и логики научного мышления, необходимых для последующей практической деятельности врача. Преподавание включает различные образовательные технологии, в том числе, авторскую ролевую игру. В учебном процессе участвуют преподаватели кафедры клеточной биологии и гистологии и кафедры математики и естественнонаучных дисциплин, обеспечивая интеграцию биологии с химией, биохимией и биофизикой.
Раздел «Биология развития и антропогенез» включает четыре самостоятельных блока – “Эмбриология”, “Антропогенез”, “Методы клеточной биологии” и “Паразитология”, в рамках которых обучающиеся знакомятся в том числе с современными технологиями клеточной и молекулярной биологии. Преподавание предполагает приобретение знаний и навыков в области новейших технологий клеточной биологии, используемых в практическом здравоохранении. Научно-исследовательские технологии обучения ориентированы на активное вовлечение обучающихся в поиск необходимой информации для решения научно-ориентированных задач, развитие навыков устных выступлений и отстаивания своей позиции в научных дебатах, что способствует раскрытию исследовательского потенциала и формированию у обучающихся социально-личностных и профессиональных компетенций.
Разработана учебная программа новой дисциплины для студентов 6 курса лечебного факультета – «Цифровая клиническая морфология», относящаяся к вариативной части учебного плана – дисциплинам по выбору по направленности «Клиническая медицина». Основная цель: формирование целостного представления о строении, функциях и топографии органов и систем на макро- и микроскопическом уровне для интерпретации результатов современных диагностических технологий визуализации тела человека. Реализация данной дисциплины именно в конце обучения преследует цель «освежения» и дополнения фундаментальных знаний о строении тела человека, полученных на начальных курсах, и в большей степени их практическое применение.
В ходе освоения данной программы студентам необходимо будет овладеть практическими навыками в определении местоположения органов и систем, сосудов и нервов, послойном расположении тканей в разных областях тела с использованием анатомического стола «Anatomage»; усвоить взаимосвязь и взаиморасположение органов в отдельных областях тела человека, сопоставляя анатомические срезы с соответствующими изображениями, полученными с помощью методов медицинской визуализации; и, в конечном итоге, сформировать навыки синтетического понимания строения тела человека в целом как взаимосвязи отдельных частей на макро- и микроскопическом уровне.
Аспирантура:
Сотрудники кафедры с 2019 года участвуют в реализации учебной программы аспирантуры по направлению 06.06.01 «Биологические науки», по специальностям 03.03.04 – «Клеточная биология, цитология, гистология», 1.5.22 – «Клеточная биология», целью освоения которой является подготовка специалистов высшей квалификации для фундаментальной и прикладной науки в области клеточной биологии, цитологии и гистологии, обладающих современными углубленными теоретическими знаниями и экспериментальной подготовкой, способных формулировать научные и прикладные задачи и предлагать подходы для их решения, имеющих профессиональную подготовку преподавания в высшей школе, нацеленных на совершенствование и развитие своего научного потенциала и своей личности.
Магистратура:
С сентября 2022 года профессорско-преподавательский состав кафедры принимает участие в реализации программы магистратуры по направлению подготовки 06.04.01 «Биология», профиль «Клеточная и молекулярная биология». Для программы магистратуры характерна междисциплинарность, максимальная гибкость и построение индивидуальных траекторий обучения для каждого магистранта; практикоориентированность; тесная интеграция науки и образования, вовлечение лидеров научных направлений и ведущих преподавателей из числа профессорско-преподавательского состава учреждения в реализацию образовательного процесса.
Научно-исследовательская деятельность кафедры
Научная деятельность кафедры клеточной биологии и гистологии тесно связана с учебным процессом и имеет разносторонний характер. Важным аспектом работы кафедры является привлечение студентов к научной работе, их участие в разнообразных конкурсах и программе научно-образовательного мероприятия Центра Алмазова – «Научного марафона», а также в деятельности студенческого научного общества.
На кафедре активно функционирует Студенческий научный клуб “Фундаментальная медицина”, созданный для обсуждения вопросов и тем, которые ставит перед собой современная биология и исследовательская медицина. На наших заседаниях выступают специалисты различного профиля: клеточные и молекулярные биологи, вирусологи и иммунологи, гематологи и специалисты по нейронаукам.
Темы обсуждаемых вопросов широкие – от эпидемии COVID-19, до механизмов формирования мозга и его активности. На наших заседаниях мы хотим заглянуть в медицину будущего, ведь не секрет, что то, что сегодня является предметом исследований, может стать частью клинической практики следующего десятилетия.