Включить версию сайта для слабовидящих Сведения об образовательной организации Образовательный портал Контакты
EN

Кафедра детских болезней с клиникой

Неразрывная связь клинической практики с «погружением» в работу с пациентами университетской клиники с новейшими научными достижениями и лучшими образовательными технологиями составляют основу идеологии обучения на кафедре детских болезней с клиникой лечебного факультета.

Свой отзыв о работе кафедры детских болезней с клиникой можно оставить здесь.

С 2022 года кафедра осуществляет научное руководство рядом педиатрических подразделений университетской клиники центра Алмазова.

Ежегодно увеличивается число обучающихся на кафедре на различных уровнях образования:

  • специалитет — студенты 4-5 курсов лечебного факультета нашего центра проходят обучение на кафедре по детским болезням 2 семестра;
  • подготовка кадров высшей квалификации (клиническая ординатура, аспирантура) по специальностям: «педиатрия», «детская эндокринология»;
  • дополнительное профессиональное образование ДПО (последипломное обучение) — циклы усовершенствования и профессиональной переподготовки российских и иностранных (Узбекистан, Казахстан, Молдова) врачей по специальностям «педиатрия», «детская эндокринология».

Обучение проводится ведущими специалистами экспертного класса:

  • Зав. кафедрой детских болезней с клиникой, д.м.н., профессор, врач высшей категории Никитина И.Л.;
  • Д.м.н., профессор, специалист в области общей педиатрии, доказательной медицины, сомнологии Кельмансон И.А.;
  • Д.м.н., профессор кафедры, врач детский кардиолог высшей категории Образцова Г.И.;
  • Д.м.н., профессор, врач иммунолог-аллерголог высшей категории Косенкова Т.М.

с полным циклом обследования и лечения этого редкого и тяжелого заболевания, где получают помощь российские и иностранные пациенты. Результаты лечения на уровне лучших мировых центров ВГИ, за что в 2021 году команда врачей центра Алмазова награждена премией лучшим врачам России «Призвание», в номинации «Создание нового метода лечения».

В обучении кафедра использует традиционные и современные технологии:

  • Личностно-ориентированное обучение и психологическое сопровождение.
    Знакомство ординаторов с кафедрой начинается с welcome тренинга, с коммуникативными играми, оценкой личностного профиля обучающегося с целью наилучшей адаптации в новом коллективе.
  • «Тьютерство» ординаторов 2-го года обучения над «новенькими».
    Интерактивные технологии, деловые игры, моделирующие клинические ситуации («Мама с грудным ребенком на приеме в детской поликлинике»; «Если бы я был преподавателем»; « Сбор анамнеза у трудного пациента», «Отцы младенцев тоже в стрессе» и др.) используются преподавателями кафедры на практических занятиях со студентами и ординаторами.
  • Цифровизация обучения с использованием возможностей искусственного интеллекта в диагностике и лечении пациентов.
  • Полное учебно-методическое обеспечение (ФГОС 3++, аннотации к каждому занятию).
    Для студентов лечебного факультета центра Алмазова кафедрой подготовлен и выпущен учебник по детским болезням в 2 томах.
  • На образовательном портале центра размещена основная информация по всем изучаемым разделам детских болезней, с видеозаписями лекций, клиническими рекомендациями и клиническими разборами.
  • Гуманизация и демократизация обучения с привлечением студентов и ординаторов к участию в различных научных, учебных, воспитательных, клинических проектах, включая самостоятельные выступления на конференциях, семинарах, научных школах, участие в научных экспериментах и исследованиях.
  • Регулярные заседания СНО (студенческого научного общества) и научно-клинического общества ординаторов по актуальным проблемам детских болезней.
  • Регулярные клинические разборы пациентов с анализом диагностической, лечебной и реабилитационной тактики для врачей, ординаторов, студентов центра Алмазова.
  • Симуляционные циклы, включая тренинги при подготовке к аккредитации.
  • Еженедельные профессорские обходы в педиатрических отделениях с участием клинических ординаторов.
  • Консультативная работа профессоров и преподавателей кафедры в подразделениях Центра, в ЛПУ города и страны по телемедицине.

Практическую подготовку обучающиеся проходят на лучших клинических базах Санкт-Петербурга и России: Центр имени Алмазова, Детская больница имени Раухфуса, Детский научно-клинический центр инфекционных болезней, Детская городская больница № 2, КДЦД и другие.

Основными направлениями научной работы кафедры являются — изучение физиологии и патологии роста и развития детей, особенности заболеваний в детском возрасте их профилактика, лечение и реабилитация.

Основные научные темы:

  • моногенные расстройства секреции инсулина — врожденный гиперинсулинизм и моногенный диабет;
  • исследование новейших механизмов регуляции полового развития — роли лиганд-рецепторной системы кисспептина с перспективой синтеза и регистрации новых пептидов (киспептинов 6,8);
  • влияние перинатальных факторов на здоровье потомства (гестационный диабет, бронхиальная. астма, ожирение и др.);
  • ожирение и дефицит витамина Д у детей и подростков — ассоциированные метаболические риски.

Кафедра сотрудничает с ведущими российскими и зарубежными научно-клиническими центрами. Профессора кафедры активно взаимодействуют с коллегами в рамках программы «Мобильный профессор» (договоры с кафедрой педиатрии РМАПО, Москва). В рамках договора с департаментом педиатрии университета медицины и фармации Молдовы обучаются врачи, проходят обмены визитами, лекциями. Кафедра дважды проучила на сертификационных циклах детских эндокринологов Крыма.

Руководители научного-клинического эксперимента

Научно-клинический эксперимент. Ординаторы за работой

Работа ординаторов в эксперименте в центре доклинических и трансляционных исследований

Кафедра детских болезней растет, развивается, уверенно встречает неожиданные вызовы времени, ищет новые идеи, внедряет современные методы диагностики, лечения и с оптимизмом смотрит в будущее.


Приезжайте к нам учиться, мы ждем именно Вас!

Для проведения модулей ПК 36-72 ч. даты будут уточняться по мере поступления заявок при формировании групп более 5 человек. При поступлении заявок возможно проведение выездных циклов (количество слушателей не менее 10-12 чел.). Оставить заявку и узнать подробнее о повышении квалификации и профессиональной переподготовке…

Направления деятельности кафедры

Образовательная деятельность

Приоритетом кафедры детских болезней с клиникой является подготовка высококвалифицированных специалистов Санкт-Петербурга, регионов России и стран ближнего зарубежья в различных областях педиатрии. Подготовка врачей осуществляется по программам послевузовского образования в интернатуре, клинической ординатуре, аспирантуре, а также по программам дополнительного профессионального образования (профессиональной переподготовки, сертификационных циклов повышения квалификации, тематического усовершенствования) по специальностям: «педиатрия», «детская эндокринология».

Кафедра принимает активное участие в реализации программы «Непрерывное медицинское образование»: получили аккредитацию авторские программы (18 и 36 часов) и дистанционные методики (профессорские лекции, вебинары, телеконференции, мастер-классы); проводятся конференции и семинары с начислением зачетных единиц (кредитов). Проводится активный обмен профессорско-преподавательского состава с привлечением ведущих специалистов РМАПО (Москва). На кафедре в рамках оптимизации обучения врачей проводятся выездные циклы. Так, в 2014 году были обучены детские эндокринологи Республики Крым.

Идеология обучения на кафедре в теоретической части — ориентация на обсуждение, в том числе в рамках научно-клинического общества ординаторов, международных рекомендаций и российских протоколов (новых и обновленных редакций) по профилю дисциплины, базирующихся на принципах доказательной медицины.

Клиническая деятельность

Сертификационный цикл по детской эндокринологии в Республике КрымНа кафедре работает высококвалифицированный коллектив врачей экспертного класса, который ведет активную практическую деятельность.

Ежегодно в педиатрическом отделении клиники Центра получают медицинскую помощь сотни детей и подростков из различных регионов России и других стран. В отношении части из них осуществляется длительное катамнестическое наблюдение. Формируется «банк» пациентов с редкими, орфанными заболеваниями, а также ранее неописанными фенотипами и генотипами известных кардиологических заболеваний. Во всех случаях диагностика расстройств имела практическое значение, так как позволяла обосновать и назначить терапию, устранявшую ряд клинических симптомов, влиявших не только на соматический, но и на психологический статус и качество жизни.

В практической части основные акценты ориентированы на клиническую практику: клинические разборы больных, участие слушателей в профессорских обходах и амбулаторных консультативных приемах; отработка алгоритма оказания помощи при ургентных состояниях по симуляционной технологии; работа в отделении функциональной диагностики и др. Кафедра широко использует как собственную клиническую базу, так и подразделения ведущих лечебных учреждений, расположенных в Санкт-Петербурге (НИИДИ, ОДКБ, ГДБ №19 им. К.А.Раухфуса, ДГБ№1, КДЦ№2, ДГП №109, ДГП№73).

В настоящее время создано и укрепляется сотрудничество с Департаментом детской эндокринологии Каролинского Университета (Стокгольм, Швеция) и его руководителем профессором O. Soder; с Kolver Diabetes Centre Чикагского Университета и его руководителем, профессором L. Philipson (Чикаго, США); клиникой детской хирургии Университета Грайвсвальда и ее руководителем, профессором W. Barthlen (Грайвсвальд, Германия) и др.

Научная деятельность

Стендовый доклад на конференции детских эндокринологов ESPE в ПарижеОсновной целью и девизом научной деятельности кафедры является изучение наиболее актуальных на момент исследования проблем, касающихся новых механизмов патологических процессов и регуляторных взаимодействий, формирование рекомендаций, направленных на совершенствование диагностики и персонализацию терапии детей и подростков. В научных исследованиях в рамках НИР и инициативных тем принимают участие, как сотрудники, так и слушатели кафедры.

Важной составляющей частью работы сотрудников являются научные исследования, результаты которых опубликованы в ведущих отечественных и зарубежных печатных изданиях, обобщены в монографиях, обсуждены на конференциях, симпозиумах и конгрессах различного уровня.

На кафедре проводится изучение современных трендов роста и развития детского населения на основе популяционных исследований. Высокая распространенность у детей и подростков ожирения, являющегося многофакторным заболеванием, предопределила проведение молекулярно-генетических исследований, изучение предикторной роли дефицита витамина D в развитии метаболического синдрома. Перспективным направлением является разработка новых методов коррекции пищевого поведения и снижения массы тела у подростков с ожирением.

Выполняются экспериментальные и клинические исследования по изучению молекулярно-генетических основ нарушений половой дифференцировки у детей, оценки вклада лиганд-рецепторной системы кисспептина в развитие функциональной задержки пубертата и гипогонадотропного гипогонадизма. В эксперименте созданы модели мужского гипогонадотропного гипогонадизма и гиперандрогенемии самок беременных крыс, от которых впоследствии получено потомство. Полученные результаты исследования были представлены на конференциях с международным участием.

Также одной из тем научных интересов кафедры является изучение синдрома апное-гипопное во сне и его связь с патологией сердечно-сосудистой системы. В рамках научных исследований проводятся изучение клинических, морфологических и генетических аспектов кардиомиопатий у детей.


В 2020 году на программный продукт, разработанный сотрудниками кафедры, получено свидетельство о государственной регистрации программ для ЭВМ. Программа предназначена для использования в стационарах и амбулаториях педиатрами и детскими эндокринологами в рамках осмотра ребенка и оценки его физического развития. Программа служит для упрощения оценки параметров физического развития детей и подростков путем сравнения параметров роста, веса и индекса массы тела конкретного ребенка со средними значениями по возрастной группе и делает заключение о выраженности отклонений от нормальных значений. При резком превышении норматива программа выдает специальное уведомление. Полученный результат можно непосредственно отражать в заключении врача и использовать как критерий для выбора тактики работы с пациентом.

Публикации сотрудников кафедры

[gallery link="file" ids="2117,2113,2114,2115,2116,6647,26037,26036,26035,26034,50080,50079,50078" columns="6" ]

Центр компетенций оказания помощи детям с врожденным гиперинсулинизмом

Центр Алмазова является единственным в РФ медицинским учреждением, где с 2017 г. внедрен полный комплекс оказания помощи при ВГИ в соответствии с международным протоколом.

Структурные подразделения, результаты работы и направления развития представлены здесь.