Неразрывная связь клинической практики с «погружением» в работу с пациентами университетской клиники с новейшими научными достижениями и лучшими образовательными технологиями составляют основу идеологии обучения на кафедре детских болезней с клиникой лечебного факультета.
С 2022 года кафедра осуществляет научное руководство рядом педиатрических подразделений университетской клиники центра Алмазова.
Ежегодно увеличивается число обучающихся на кафедре на различных уровнях образования:
	- специалитет — студенты 4-5 курсов лечебного факультета нашего центра проходят обучение на кафедре по детским болезням 2 семестра;
- подготовка кадров высшей квалификации (клиническая ординатура, аспирантура) по специальностям: «педиатрия», «детская эндокринология»;
- дополнительное профессиональное образование ДПО (последипломное обучение) — циклы усовершенствования и профессиональной переподготовки российских и иностранных (Узбекистан, Казахстан, Молдова) врачей по специальностям «педиатрия», «детская эндокринология».
Обучение проводится ведущими специалистами экспертного класса:
	- Зав. кафедрой детских болезней с клиникой, д.м.н., профессор, врач высшей категории Никитина И.Л.;
- Д.м.н., профессор, специалист в области общей педиатрии, доказательной медицины, сомнологии Кельмансон И.А.;
- Д.м.н., профессор кафедры, врач детский кардиолог высшей категории Образцова Г.И.;
- Д.м.н., профессор, врач иммунолог-аллерголог высшей категории Косенкова Т.М.
 с полным циклом обследования и лечения этого редкого и тяжелого заболевания, где получают помощь российские и иностранные пациенты. Результаты лечения на уровне лучших мировых центров ВГИ, за что в 2021 году команда врачей центра Алмазова награждена премией лучшим врачам России «Призвание», в номинации «Создание нового метода лечения».
В обучении кафедра использует традиционные и современные технологии:
	- Личностно-ориентированное обучение и психологическое сопровождение. 
 Знакомство ординаторов с кафедрой начинается с welcome тренинга, с коммуникативными играми, оценкой личностного профиля обучающегося с целью наилучшей адаптации в новом коллективе.
- «Тьютерство» ординаторов 2-го года обучения над «новенькими».
 Интерактивные технологии, деловые игры, моделирующие клинические ситуации («Мама с грудным ребенком на приеме в детской поликлинике»; «Если бы я был преподавателем»; « Сбор анамнеза у трудного пациента», «Отцы младенцев тоже в стрессе» и др.) используются преподавателями кафедры на практических занятиях со студентами и ординаторами.
- Цифровизация обучения с использованием возможностей искусственного интеллекта в диагностике и лечении пациентов.
- Полное учебно-методическое обеспечение (ФГОС 3++, аннотации к каждому занятию). 
 Для студентов лечебного факультета центра Алмазова кафедрой подготовлен и выпущен учебник по детским болезням в 2 томах.
- На образовательном портале центра размещена основная информация по всем изучаемым разделам детских болезней, с видеозаписями лекций, клиническими рекомендациями и клиническими разборами.
- Гуманизация и демократизация обучения с привлечением студентов и ординаторов к участию в различных научных, учебных, воспитательных, клинических проектах, включая самостоятельные выступления на конференциях, семинарах, научных школах, участие в научных экспериментах и исследованиях.
- Регулярные заседания СНО (студенческого научного общества) и научно-клинического общества ординаторов по актуальным проблемам детских болезней.
- Регулярные клинические разборы пациентов с анализом диагностической, лечебной и реабилитационной тактики для врачей, ординаторов, студентов центра Алмазова.
- Симуляционные циклы, включая тренинги при подготовке к аккредитации.
- Еженедельные профессорские обходы в педиатрических отделениях с участием клинических ординаторов.
- Консультативная работа профессоров и преподавателей кафедры в подразделениях Центра, в ЛПУ города и страны по телемедицине.
Практическую подготовку обучающиеся проходят на лучших клинических базах Санкт-Петербурга и России: Центр имени Алмазова, Детская больница имени Раухфуса, Детский научно-клинический центр инфекционных болезней, Детская городская больница № 2, КДЦД и другие.
Основными направлениями научной работы кафедры являются — изучение физиологии и патологии роста и развития детей, особенности заболеваний в детском возрасте их профилактика, лечение и реабилитация.
Основные научные темы:
	- моногенные расстройства секреции инсулина — врожденный гиперинсулинизм и моногенный диабет;
- исследование новейших механизмов регуляции полового развития — роли лиганд-рецепторной системы кисспептина с перспективой синтеза и регистрации новых пептидов (киспептинов 6,8);
- влияние перинатальных факторов на здоровье потомства (гестационный диабет, бронхиальная. астма, ожирение и др.);
- ожирение и дефицит витамина Д у детей и подростков — ассоциированные метаболические риски.
Кафедра сотрудничает с ведущими российскими и зарубежными научно-клиническими центрами. Профессора кафедры активно взаимодействуют с коллегами в рамках программы «Мобильный профессор» (договоры с кафедрой педиатрии РМАПО, Москва). В рамках договора с департаментом педиатрии университета медицины и фармации Молдовы обучаются врачи, проходят обмены визитами, лекциями. Кафедра дважды проучила на сертификационных циклах детских эндокринологов Крыма.
		
		
Руководители научного-клинического эксперимента
 
		
		
Научно-клинический эксперимент. Ординаторы за работой
 
		
		
Работа ординаторов в эксперименте в центре доклинических и трансляционных исследований
 
 
Кафедра детских болезней растет, развивается, уверенно встречает неожиданные вызовы времени, ищет новые идеи, внедряет современные методы диагностики, лечения и с оптимизмом смотрит в будущее.
 Приезжайте к нам учиться, мы ждем именно Вас!
 
 
Направления деятельности кафедры
			Образовательная деятельность
			
 Приоритетом кафедры детских болезней с клиникой является подготовка высококвалифицированных специалистов Санкт-Петербурга, регионов России и стран ближнего зарубежья в различных областях педиатрии. Подготовка врачей осуществляется по программам послевузовского образования в интернатуре, клинической ординатуре, аспирантуре, а также по программам дополнительного профессионального образования (профессиональной переподготовки, сертификационных циклов повышения квалификации, тематического усовершенствования) по специальностям: «педиатрия», «детская эндокринология».
Приоритетом кафедры детских болезней с клиникой является подготовка высококвалифицированных специалистов Санкт-Петербурга, регионов России и стран ближнего зарубежья в различных областях педиатрии. Подготовка врачей осуществляется по программам послевузовского образования в интернатуре, клинической ординатуре, аспирантуре, а также по программам дополнительного профессионального образования (профессиональной переподготовки, сертификационных циклов повышения квалификации, тематического усовершенствования) по специальностям: «педиатрия», «детская эндокринология».
 Кафедра принимает активное участие в реализации программы «Непрерывное медицинское образование»: получили аккредитацию авторские программы (18 и 36 часов) и дистанционные методики (профессорские лекции, вебинары, телеконференции, мастер-классы); проводятся конференции и семинары с начислением зачетных единиц (кредитов). Проводится активный обмен профессорско-преподавательского состава с привлечением ведущих специалистов РМАПО (Москва). На кафедре в рамках оптимизации обучения врачей проводятся выездные циклы. Так, в 2014 году были обучены детские эндокринологи Республики Крым.
Кафедра принимает активное участие в реализации программы «Непрерывное медицинское образование»: получили аккредитацию авторские программы (18 и 36 часов) и дистанционные методики (профессорские лекции, вебинары, телеконференции, мастер-классы); проводятся конференции и семинары с начислением зачетных единиц (кредитов). Проводится активный обмен профессорско-преподавательского состава с привлечением ведущих специалистов РМАПО (Москва). На кафедре в рамках оптимизации обучения врачей проводятся выездные циклы. Так, в 2014 году были обучены детские эндокринологи Республики Крым.
Идеология обучения на кафедре в теоретической части — ориентация на обсуждение, в том числе в рамках научно-клинического общества ординаторов, международных рекомендаций и российских протоколов (новых и обновленных редакций) по профилю дисциплины, базирующихся на принципах доказательной медицины.
 
		  
			Клиническая деятельность
			
 На кафедре работает высококвалифицированный коллектив врачей экспертного класса, который ведет активную практическую деятельность.
На кафедре работает высококвалифицированный коллектив врачей экспертного класса, который ведет активную практическую деятельность.
Ежегодно в педиатрическом отделении клиники Центра получают медицинскую помощь сотни детей и подростков из различных регионов России и других стран. В отношении части из них осуществляется длительное катамнестическое наблюдение. Формируется «банк» пациентов с редкими, орфанными заболеваниями, а также ранее неописанными фенотипами и генотипами известных кардиологических заболеваний. Во всех случаях диагностика расстройств имела практическое значение, так как позволяла обосновать и назначить терапию, устранявшую ряд клинических симптомов, влиявших не только на соматический, но и на психологический статус и качество жизни.
В практической части основные акценты ориентированы на клиническую практику: клинические разборы больных, участие слушателей в профессорских обходах и амбулаторных консультативных приемах; отработка алгоритма оказания помощи при ургентных состояниях по симуляционной технологии; работа в отделении функциональной диагностики и др. Кафедра широко использует как собственную клиническую базу, так и подразделения ведущих лечебных учреждений, расположенных в Санкт-Петербурге (НИИДИ, ОДКБ, ГДБ №19 им. К.А.Раухфуса, ДГБ№1, КДЦ№2, ДГП №109, ДГП№73).
 В настоящее время создано и укрепляется сотрудничество с Департаментом детской эндокринологии Каролинского Университета (Стокгольм, Швеция) и его руководителем профессором O. Soder; с Kolver Diabetes Centre Чикагского Университета и его руководителем, профессором L. Philipson (Чикаго, США); клиникой детской хирургии Университета Грайвсвальда и ее руководителем, профессором W. Barthlen (Грайвсвальд, Германия) и др.
В настоящее время создано и укрепляется сотрудничество с Департаментом детской эндокринологии Каролинского Университета (Стокгольм, Швеция) и его руководителем профессором O. Soder; с Kolver Diabetes Centre Чикагского Университета и его руководителем, профессором L. Philipson (Чикаго, США); клиникой детской хирургии Университета Грайвсвальда и ее руководителем, профессором W. Barthlen (Грайвсвальд, Германия) и др.
 
		 
			Научная деятельность
			
 Основной целью и девизом научной деятельности кафедры является изучение наиболее актуальных на момент исследования проблем, касающихся новых механизмов патологических процессов и регуляторных взаимодействий, формирование рекомендаций, направленных на совершенствование диагностики и персонализацию терапии детей и подростков. В научных исследованиях в рамках НИР и инициативных тем принимают участие, как сотрудники, так и слушатели кафедры.
Основной целью и девизом научной деятельности кафедры является изучение наиболее актуальных на момент исследования проблем, касающихся новых механизмов патологических процессов и регуляторных взаимодействий, формирование рекомендаций, направленных на совершенствование диагностики и персонализацию терапии детей и подростков. В научных исследованиях в рамках НИР и инициативных тем принимают участие, как сотрудники, так и слушатели кафедры.
Важной составляющей частью работы сотрудников являются научные исследования, результаты которых опубликованы в ведущих отечественных и зарубежных печатных изданиях, обобщены в монографиях, обсуждены на конференциях, симпозиумах и конгрессах различного уровня.
 На кафедре проводится изучение современных трендов роста и развития детского населения на основе популяционных исследований. Высокая распространенность у детей и подростков ожирения, являющегося многофакторным заболеванием, предопределила проведение молекулярно-генетических исследований, изучение предикторной роли дефицита витамина D в развитии метаболического синдрома. Перспективным направлением является разработка новых методов коррекции пищевого поведения и снижения массы тела у подростков с ожирением.
На кафедре проводится изучение современных трендов роста и развития детского населения на основе популяционных исследований. Высокая распространенность у детей и подростков ожирения, являющегося многофакторным заболеванием, предопределила проведение молекулярно-генетических исследований, изучение предикторной роли дефицита витамина D в развитии метаболического синдрома. Перспективным направлением является разработка новых методов коррекции пищевого поведения и снижения массы тела у подростков с ожирением.
Выполняются экспериментальные и клинические исследования по изучению молекулярно-генетических основ нарушений половой дифференцировки у детей, оценки вклада лиганд-рецепторной системы кисспептина в развитие функциональной задержки пубертата и гипогонадотропного гипогонадизма. В эксперименте созданы модели мужского гипогонадотропного гипогонадизма и гиперандрогенемии самок беременных крыс, от которых впоследствии получено потомство. Полученные результаты исследования были представлены на конференциях с международным участием.
Также одной из тем научных интересов кафедры является изучение синдрома апное-гипопное во сне и его связь с патологией сердечно-сосудистой системы. В рамках научных исследований проводятся изучение клинических, морфологических и генетических аспектов кардиомиопатий у детей.
 В 2020 году на программный продукт, разработанный сотрудниками кафедры, получено свидетельство о государственной регистрации программ для ЭВМ. Программа предназначена для использования в стационарах и амбулаториях педиатрами и детскими эндокринологами в рамках осмотра ребенка и оценки его физического развития. Программа служит для упрощения оценки параметров физического развития детей и подростков путем сравнения параметров роста, веса и индекса массы тела конкретного ребенка со средними значениями по возрастной группе и делает заключение о выраженности отклонений от нормальных значений. При резком превышении норматива программа выдает специальное уведомление. Полученный результат можно непосредственно отражать в заключении врача и использовать как критерий для выбора тактики работы с пациентом.
В 2020 году на программный продукт, разработанный сотрудниками кафедры, получено свидетельство о государственной регистрации программ для ЭВМ. Программа предназначена для использования в стационарах и амбулаториях педиатрами и детскими эндокринологами в рамках осмотра ребенка и оценки его физического развития. Программа служит для упрощения оценки параметров физического развития детей и подростков путем сравнения параметров роста, веса и индекса массы тела конкретного ребенка со средними значениями по возрастной группе и делает заключение о выраженности отклонений от нормальных значений. При резком превышении норматива программа выдает специальное уведомление. Полученный результат можно непосредственно отражать в заключении врача и использовать как критерий для выбора тактики работы с пациентом.
 
		 
			Публикации сотрудников кафедры
			
[gallery link="file" ids="2117,2113,2114,2115,2116,6647,26037,26036,26035,26034,50080,50079,50078" columns="6" ]
 
		 
			Центр компетенций оказания помощи детям с врожденным гиперинсулинизмом
			
Центр Алмазова является единственным в РФ медицинским учреждением, где с 2017 г. внедрен полный комплекс оказания помощи при ВГИ в соответствии с международным протоколом.
Структурные подразделения, результаты работы и направления развития представлены здесь.