Виктор Знаменский, выпускник лечебного факультета ИМО Центра Алмазова 2025 года. Активный участник всероссийских и международных научных конференций, автор 10 научных трудов и 2 патентов.

Сердечные ритмы и литературные строки: моя дорога в мир медицины

Интерес к медицине у меня появился в детстве. В 7 лет я увидел, как снимают кардиограмму. Появились линии, которые иллюстрировали каждый удар сердца, несущий жизнь. Мне захотелось разбираться в загадочных линиях, разбираться в лекарствах, лечить людей. Медицина представлялась мне сложной наукой и одновременно искусством.

В нашей гимназии, где я учился, были очень яркие и вдохновляющие уроки литературы. Произведения М.А. Булгакова, А.П. Чехова, А.С. Пушкина и многих других писателей захватывали не только медицинскими мотивами, но и темой жизни и судьбы человека. С большим теплом вспоминаю эти уроки. Вместе с тем я видел себя в инженерной, технической сфере, интересовался физикой, информатикой. Но в глубине души все равно теплилось желание разбираться в медицине, хотя бы чуть-чуть, и я понемногу почитывал книги по неотложной помощи. Участвовал в олимпиаде по ОБЖ, там, на региональном этапе, мы проводили сердечно-легочную реанимацию на профессиональном манекене, накладывали жгут. Несколько раз организовывал медицинскую станцию на туристическом слете, с ребятами мы разбирали, что делать при укусах змей, при анафилактическом шоке, при потере сознания…

Параллельно я учился в музыкальной школе по классу фортепиано. Музыка… она притягивала своей выразительностью, понимаем, гармонией.

К концу 10 класса я понял, что хочу связать свою жизнь не с инженерией, не с физикой и даже не с медицинской техникой, а именно с клиникой, с делом лечебным. Немногие верили, что это возможно. Я рискнул, начал подготовку к ЕГЭ по химии и биологии. В то время по причине ремонта нашей школы мы учились в здании Царскосельской Николаевской гимназии, эти стены очень вдохновляли. Я прочел роман Э.М. Ремарка «Триумфальная арка», пожалуй, и эта книга сыграла очень большую роль. А уроки истории, обществознания и права стали хорошим фундаментом в будущем. Все получилось, я поступил в Центр Алмазова. Спасибо огромное учителям!

О симбиозе науки и клиники в медицине

С детства во мне горел исследовательский интерес. Для меня наука – это не отдельное направление жизненного пути, скорее очень полезный инструмент для более глубокого погружения в проблематику задачи, для поиска решений. Сегодня в медицине очень тесно сочетается как искусство, так и наука, именно симбиоз науки и клиники позволяет разрабатывать современные и эффективные препараты, новые методы и подходы к лечению. Я не могу представить медицину и науку друг без друга.

О первых шагах в науку

Первые шаги в науку я сделал еще в школе. Ежегодно в нашей гимназии проводится конференция «Царскосельские старты», где я однажды защищал свою первую научную работу. А потом мне посчастливилось стать участником команды Турнира юных физиков. Каждый участник команды получил практическую задачу: необходимо было сконструировать модель, демонстрирующую определенное физическое явление, описать его, опираясь на законы физики, и защитить. Наша команда вышла в финал, мы защищали наши проекты в Уральском федеральном университете. Это был бесценный опыт проектной деятельности на всю жизнь!

О первом патенте на изобретение

На первом курсе в рамках дисциплины «Основы НИР» у нас состоялась первая экскурсия по научно-исследовательским лабораториям Центра Алмазова. Позже в одной из лабораторий я принял участие в моем настоящем медицинском исследовании, направленном на изучении роли тучных клеток в патогенезе реперфузионного повреждения миокарда.

Когда нагрянула пандемия COVID-19, и мы перешли в формат дистанционного обучения, я прочитал в новостях, что во всем мире возникла острая нехватка аппаратов ИВЛ. Появилась идея – разработать модульный, доступный и функциональный аппарат на базе мешков Амбу, который сможет реализовывать современные программы вентиляции, в том числе и создавать положительное давление на выдохе, очень важное для раскрытия альвеол у пациентов с острым респираторным дистресс-синдромом. На базе кафедры физиологии мы разработали проект аппарата и получили патент на изобретение «Аппарат искусственной вентиляции лёгких». Этот аппарат сегодня интересен тем, что подлежит полной стерилизации и позволяет минимизировать риски развития у пациентов вентилятор-ассоциированных инфекционных осложнений. Прототип аппарата ждет времени и ресурсов на дальнейшую доработку и программирование.

О проекте по отбору пациентов на высокотехнологичные методы лечения

Под чутким руководством специалистов экстра-класса НИО сердечной недостаточности с огромной помощью врачей 8 кардиологического отделения Центра Алмазова мы работаем над проектом, результаты которого позволят стратифицировать риски и объективно оценить клиническое состояние пациентов с далеко зашедшей стадией сердечной недостаточности, что позволяет своевременно отобрать кандидатов на высокотехнологичные методы лечения: трансплантацию сердца и имплантацию устройств механической поддержки кровообращения. Мы продолжаем работу по совершенствованию метода, включаем в наше исследование новых пациентов, пробуем новые идеи. Параллельно начинаем работу и в других смежных направлениях.

О собственной формуле успеха

Достижения самоцель, это часть пути. Не останавливаться, не сдаваться, подниматься и идти вперед. В трудностях находить возможности, использовать возможность, не дожидаясь лучшего момента. И, конечно, идти дорогою добра.

Пожелания студентам, которые только делают первые шаги в науку

Хочется пожелать в первую очередь энтузиазма, стойкости, терпения, больших успехов и сопутствующей удачи! Не бойтесь ошибиться, пробуйте. Двигайтесь вперед, не сдавайтесь! Зажгите свою маленькую свечу во тьме Вселенной, и она станет светлей.

О мечтах и научных перспективах

Набираться знаниями и перенимать опыт, чтобы сохранять жизни и лечить людей. Участвовать в разработке новых медицинских устройств, методов и подходов к лечению.

Об увлечениях

Я продолжаю играть на фортепиано, читаю, пишу стихотворения и небольшие рассказы, иногда выбираюсь на нетронутую природу в походы.

Благодарности наставникам

Я очень благодарен докторам, профессорам и преподавателям Центра Алмазова. Для меня огромная честь быть свидетелем вашим учеником и свидетелем вашей работы. Спасибо вам!