Профессиональное самоопределение школьников: путь в медицину
Медицина – это та сфера, где нет и не может быть случайных людей, так как врачебная профессия выдвигает высокие требования не только к уровню подготовки специалистов, но и их физическим, моральным и нравственным качествам.
На современном этапе профессиональное самоопределение старшеклассников, выбирающих обучение в медицинской образовательной организации, является достаточно серьезной проблемой, поскольку ошибочный профессиональный выбор может негативно отразиться как на будущей карьере отдельно взятого специалиста, так и на системе здравоохранения в целом.
Изучение факторов, повлиявших на профессиональное самоопределение потенциальных абитуриентов медицинских вузов, дает возможность выявить ключевые мотивы выбора, что в свою очередь следует учитывать в процессе организации профориентационной работы со школьниками.
В марте-апреле 2024 года в ИМО Центра Алмазова сотрудниками факультета довузовского образования и молодежной науки было проведено исследование профессионального самоопределения школьников в области медицины. В опросе приняло участие 82 респондента, среди которых старшеклассники естественно-научных/медицинских/химико-биологических классов петербургских школ и слушатели углубленных подготовительных курсов к сдаче ЕГЭ по химии и биологии факультета ИМО. Необходимо отметить, что все участники исследования относятся к категории высокомотивированных обучающихся, поскольку уже проходят предпрофильную подготовку или профильное обучение в специализированных классах школ-партнеров Центра Алмазова и/или целенаправленно готовятся к сдаче экзаменов, необходимых для поступления в медицинский вуз.
Результаты исследования показывают, что для школьников основными мотивами выбора в пользу врачебной карьеры являются стремление помогать людям, способствовать их выздоровлению и улучшению самочувствия (77%), возможность совершенствоваться в профессии (59%), социальная значимость врачебной профессии (56%) и уровень заработной платы (30%).
Такие показатели свидетельствуют о преобладающем влиянии внутренних индивидуальных и социальных мотивов (стремление помогать людям, способствовать их выздоровлению и улучшению самочувствия; возможность совершенствоваться в профессии; социальная значимость врачебной профессии) и внешних положительных мотивов (уровень заработной платы) при выборе профессии врача у ответивших, что в свою очередь говорит об осознанном профессиональном самоопределении участников исследования.
На вопрос о времени принятия решения в пользу выбора врачебной карьеры большая доля информантов отметила, что приняли это решение в 8 классе (41%), меньшее число ответивших (23%, 13% и 13%) определились со своим выбором в 9, 10 и 11 классах соответственно.
Результаты ответов респондентов на вопрос относительно будущего выбора сферы профессиональных интересов показывают, что большинство из них (68%) намерены получить узкую врачебную специальность, 12% респондентов еще не определились с врачебным направлением, 10% планируют стать врачом-терапевтом и лишь 6% готовы посвятить себя исследованиям в области медицины.
Полученные данные позволяют заключить, насколько важной является качественная организация профориентационной работы со школьниками, так как именно этот инструмент способствует формированию осознанной профессиональной самоидентификации, позволяет исключить интуитивность, спонтанность и ориентацию лишь на выгодоприобретение при выборе дальнейшей профессиональной траектории, а также благоприятствует привлечению высокомотивированных молодых кадров в отечественное здравоохранение.