Сведения об образовательной организации Образовательный портал

Кафедра биологии



Кафедра «Биологии» факультета Биомедицинских наук Института медицинского образования ФГБУ «НМИЦ имени В. А. Алмазова» Минздрава России основана в 2019 году.

 

Образовательная деятельность кафедры

В связи с быстрым развитием и внедрением инновационных технологий в области клеточной биологии, иммунологии, регенеративной медицины образовательная деятельность кафедры биологии построена на интеграции системных фундаментальных знаний, результатов научных прорывных исследований и проблемно-ориентированных технологий в учебный процесс, что позволяет формировать у обучающихся общекультурные (универсальные, общенаучные, социально-личностные, инструментальные и др.) и профессиональные компетенций, способствующие подготовке кадров новой формации, нацеленных на совершенствование и развитие своего профессионального потенциала и своей личности.

Кафедра участвует в образовательном процессе в соответствии с:

  • Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 31.05.01 Лечебное дело (уровень специалитет). Преподаваемые дисциплины: «Биология Клетки», «Биология развития и антропогенез», «Иммунология»;
  • Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению 06.06.01 «Биологические науки» (уровень аспирантура) профиль «Клеточная биология, цитология, гистология».

Учебный процесс обеспечивают профессор (доктор медицинских наук), доценты (кандидаты биологических наук), ассистенты и старшие лаборанты. В разработке рабочих программ дисциплин и проведении практических занятий принимают активное участие научные сотрудники Института Молекулярной Биологии и Генетики, который является опорной базой кафедры биология.

Преподавание междисциплинарного проблемно-ориентированного курса «Биология Клетки» ведется от формирования у обучающихся системных фундаментальных знаний, умений и навыков по биологическим, химическим и физическим закономерностям, протекающим в эукариотической клетке к оценке биологии клетки по отношению к заболеваниям человека, что обеспечивает подготовку студентов к системному восприятию общемедицинских и клинических дисциплин и формированию у них естественнонаучного мировоззрения и логики научного мышления, необходимых для последующей практической деятельности врача. Преподавание включает различные образовательные технологии, в том числе, авторскую ролевую игру. В учебном процессе участвуют преподаватели кафедры биология и кафедры математики и естественнонаучных дисциплин, обеспечивая интеграцию биологии с химией, биохимией и биофизикой.

Дисциплина «Биология развития и антропогенез» включает четыре самостоятельных раздела, в том числе раздел «Методы клеточной биологии», в рамках которого обучающиеся знакомятся с современными технологиями клеточной и молекулярной биологии. Преподавание включает погружение студентов в научно-лабораторные исследования в области трансляционной медицины, приобретение знаний и навыков в области новейших технологий клеточной биологии, используемых в практическом здравоохранении. Научно-исследовательские технологии обучения ориентированы на активное вовлечение обучающихся в поиск необходимой информации для решения научно-ориентированных задач, развитие навыков устных выступлений и отстаивания своей позиции в научных дебатах, что способствует раскрытию исследовательского потенциала и формированию у обучающихся социально-личностных и профессиональных компетенций. Практические занятия проводятся в учебных классах и лабораториях, оснащенных современным оборудованием на базе Центра доклинических и трансляционных исследований.

Дисциплина «Иммунология» находится на стыке фундаментальных и клинических дисциплин и является одной из опорных для практического врача. Преподавание ведется от формирования у обучающихся фундаментальных знаний о функционировании врожденного и адаптивного иммунного ответа, взаимодействии клеток иммунной системы при реализации первичного и вторичного иммунного ответа, к изучению частных клинических вопросов, таких как аутоиммунные заболевания, гиперчувствительность, аллергические заболевания, онкогенез. Основываясь на знаниях о молекулярных и клеточных механизмах функционирования иммунной системы, рассматриваются перспективы применения и разработки новых фармацевтических препаратов в терапии заболеваний. Активное обучение включает в себя погружение студентов в научно-исследовательские области диагностики состояния иммунной системы пациента, являющейся одной из ключевых составляющих 5П (предиктивная, превентивная, персонализированная, партисипативная, прецизионная) здравоохранения, что в настоящий период можно ярко наблюдать в связи с пандемией COVID-19. 

На кафедре с 2019 года реализуется аспирантура по направлению 06.06.01 «Биологические науки», по специальности 03.03.04 – «Клеточная биология, цитология, гистология», целью освоения которой является подготовка специалистов высшей квалификации для фундаментальной и прикладной науки в области клеточной биологии, цитологии и гистологии, обладающих современными углубленными теоретическими знаниями и экспериментальной подготовкой, способных формулировать научные и прикладные задачи и предлагать подходы для их решения, имеющих профессиональную подготовку преподавания в высшей школе, нацеленных на совершенствование и развитие своего научного потенциала и своей личности.

На кафедре работает студенческое научное общество «Фундаментальная медицина», обучающиеся участвуют в научно-исследовательских проектах на базе Института Молекулярной Биологии и Генетики.

 

Научно-исследовательская деятельность кафедры

Профессорско-преподавательский состав кафедры биология совмещает преподавательскую деятельность с научно-исследовательской работой в Институте Молекулярной Биологии и Генетики.

 

Основные направления развития кафедры

Стратегия развития кафедры биология ориентирована на формирование научно-образовательной среды, которая является ключевым фактором для развития и внедрения в образовательный процесс результатов научных прорывных исследований и инновационных проблемно-ориентированных технологий. Одним из векторов является привлечение талантливых, инициативных, креативных молодых специалистов, мотивированных на работу на мировом уровне.

Направления деятельности кафедры:

  • Создание междисциплинарных образовательных программ;
  • Формирование методической поддержки учебных дисциплин кафедры;
  • Внедрение инновационных образовательных технологий в учебный процесс, в том числе, с использованием современных информационных и коммуникационных технологий;
  • Разработка тематических программ для школьников с целью профориентации и раскрытия их творческого и научного потенциала;
  • Реализация молекулярно-биологических смен школьников на базе «Молекулярно-биологического и лабораторного учебного блока» комплекса Солнечный;
  • Укрепление материально-технической базы;
  • Развитие междисциплинарного и межкафедрального сотрудничества.