Неразрывная связь клинической практики с «погружением» в работу с пациентами университетской клиники с новейшими научными достижениями и лучшими образовательными технологиями составляют основу идеологии обучения на кафедре детских болезней с клиникой лечебного факультета.

Свой отзыв о работе кафедры детских болезней с клиникой можно оставить здесь.

С 2022 года кафедра осуществляет научное руководство рядом педиатрических подразделений университетской клиники центра Алмазова.

Ежегодно увеличивается число обучающихся на кафедре на различных уровнях образования:

  • специалитет — студенты 4-5 курсов лечебного факультета нашего центра проходят обучение на кафедре по детским болезням 2 семестра;
  • подготовка кадров высшей квалификации (клиническая ординатура, аспирантура) по специальностям: «педиатрия», «детская эндокринология»;
  • дополнительное профессиональное образование ДПО (последипломное обучение) — циклы усовершенствования и профессиональной переподготовки российских и иностранных (Узбекистан, Казахстан, Молдова) врачей по специальностям «педиатрия», «детская эндокринология».

Обучение проводится ведущими специалистами экспертного класса:

  • Зав. кафедрой детских болезней с клиникой, д.м.н., профессор, врач высшей категории Никитина И.Л.;
  • Д.м.н., профессор, специалист в области общей педиатрии, доказательной медицины, сомнологии Кельмансон И.А.;
  • Д.м.н., профессор кафедры, врач детский кардиолог высшей категории Образцова Г.И.;
  • Д.м.н., профессор, врач иммунолог-аллерголог высшей категории Косенкова Т.М.

с полным циклом обследования и лечения этого редкого и тяжелого заболевания, где получают помощь российские и иностранные пациенты. Результаты лечения на уровне лучших мировых центров ВГИ, за что в 2021 году команда врачей центра Алмазова награждена премией лучшим врачам России «Призвание», в номинации «Создание нового метода лечения».

В обучении кафедра использует традиционные и современные технологии:

  • Личностно-ориентированное обучение и психологическое сопровождение.
    Знакомство ординаторов с кафедрой начинается с welcome тренинга, с коммуникативными играми, оценкой личностного профиля обучающегося с целью наилучшей адаптации в новом коллективе.
  • «Тьютерство» ординаторов 2-го года обучения над «новенькими».
    Интерактивные технологии, деловые игры, моделирующие клинические ситуации («Мама с грудным ребенком на приеме в детской поликлинике»; «Если бы я был преподавателем»; « Сбор анамнеза у трудного пациента», «Отцы младенцев тоже в стрессе» и др.) используются преподавателями кафедры на практических занятиях со студентами и ординаторами.
  • Цифровизация обучения с использованием возможностей искусственного интеллекта в диагностике и лечении пациентов.
  • Полное учебно-методическое обеспечение (ФГОС 3++, аннотации к каждому занятию).
    Для студентов лечебного факультета центра Алмазова кафедрой подготовлен и выпущен учебник по детским болезням в 2 томах.
  • На образовательном портале центра размещена основная информация по всем изучаемым разделам детских болезней, с видеозаписями лекций, клиническими рекомендациями и клиническими разборами.
  • Гуманизация и демократизация обучения с привлечением студентов и ординаторов к участию в различных научных, учебных, воспитательных, клинических проектах, включая самостоятельные выступления на конференциях, семинарах, научных школах, участие в научных экспериментах и исследованиях.
  • Регулярные заседания СНО (студенческого научного общества) и научно-клинического общества ординаторов по актуальным проблемам детских болезней.
  • Регулярные клинические разборы пациентов с анализом диагностической, лечебной и реабилитационной тактики для врачей, ординаторов, студентов центра Алмазова.
  • Симуляционные циклы, включая тренинги при подготовке к аккредитации.
  • Еженедельные профессорские обходы в педиатрических отделениях с участием клинических ординаторов.
  • Консультативная работа профессоров и преподавателей кафедры в подразделениях Центра, в ЛПУ города и страны по телемедицине.

Практическую подготовку обучающиеся проходят на лучших клинических базах Санкт-Петербурга и России: Центр имени Алмазова, Детская больница имени Раухфуса, Детский научно-клинический центр инфекционных болезней, Детская городская больница № 2, КДЦД и другие.

Основными направлениями научной работы кафедры являются — изучение физиологии и патологии роста и развития детей, особенности заболеваний в детском возрасте их профилактика, лечение и реабилитация.

Основные научные темы:

  • моногенные расстройства секреции инсулина — врожденный гиперинсулинизм и моногенный диабет;
  • исследование новейших механизмов регуляции полового развития — роли лиганд-рецепторной системы кисспептина с перспективой синтеза и регистрации новых пептидов (киспептинов 6,8);
  • влияние перинатальных факторов на здоровье потомства (гестационный диабет, бронхиальная. астма, ожирение и др.);
  • ожирение и дефицит витамина Д у детей и подростков — ассоциированные метаболические риски.

Кафедра сотрудничает с ведущими российскими и зарубежными научно-клиническими центрами. Профессора кафедры активно взаимодействуют с коллегами в рамках программы «Мобильный профессор» (договоры с кафедрой педиатрии РМАПО, Москва). В рамках договора с департаментом педиатрии университета медицины и фармации Молдовы обучаются врачи, проходят обмены визитами, лекциями. Кафедра дважды проучила на сертификационных циклах детских эндокринологов Крыма.

Руководители научного-клинического эксперимента

Научно-клинический эксперимент. Ординаторы за работой

Работа ординаторов в эксперименте в центре доклинических и трансляционных исследований


Кафедра детских болезней растет, развивается, уверенно встречает неожиданные вызовы времени, ищет новые идеи, внедряет современные методы диагностики, лечения и с оптимизмом смотрит в будущее.


Приезжайте к нам учиться, мы ждем именно Вас!

Для проведения модулей ПК 36-72 ч. даты будут уточняться по мере поступления заявок при формировании групп более 5 человек. При поступлении заявок возможно проведение выездных циклов (количество слушателей не менее 10-12 чел.). Оставить заявку и узнать подробнее о повышении квалификации и профессиональной переподготовке…

Направления деятельности кафедры

Образовательная деятельность
Клиническая деятельность
Научная деятельность

Публикации сотрудников кафедры
Центр компетенций оказания помощи детям с врожденным гиперинсулинизмом