Всемирный фестиваль молодежи
С 1 по 7 марта 2024 года на Федеральной территории «Сириус» прошел Всемирный фестиваль молодежи, организованный по Указу Президента Российской Федерации В. В. Путина.
В мероприятии приняло участие более 20 000 российских и иностранных молодых лидеров в сфере бизнеса, медиа, международного сотрудничества, культуры, науки, образования, волонтерства и благотворительности, спорта, различных сфер общественной жизни, а также подростков, представляющих различные детские организации и объединения.
Помимо обширной культурной и развлекательной программы, ребятам было предложено выбрать образовательное направление, связанное с их будущей профессиональной деятельностью (наука и образование, научно-техническое творчество, технологии, инновации и изобретения, экология и экотуризм, спорт и здоровый образ жизни, медиа, гуманитарные науки, культура и искусство, творчество). Каждое направление подразделялось на лаборатории и мастерские, названные в честь великих ученых, деятелей культуры, спорта, академиков.
Медицинское направление (4 проекта от ведущих вузов России: два проекта от ФГБУ «НМИЦ им В. А. Алмазова» Минздрава России, МГУ им. М. В. Ломоносова, Университет Сириус) было реализовано в лаборатории имени великого русского физиолога И. П. Павлова.
Проекты от Центра Алмазова были сгенерированы на факультете довузовского образования и молодежной науки Института медицинского образования (ИМО) Центра Алмазова под руководством исполняющего обязанности декана, д.м.н., доцента кафедры невроврологии с клиникой, заведующего НИЛ нейроклинической онкологии НЦМУ «Центр персонлизированной медицины» М. Л. Поспеловой.
Работы были посвящены передовым отечественным цифровым инновациям в здравоохранении, а также возможностям применения искусственного интеллекта в работе врача.
Международная команда школьников (Россия-Италия-Венесуэла) работала над проектом «Создание анатомической модели головного мозга по данным нейровизуализации», созданным учеными кафедр неврологии с клиникой и лучевой диагностики и медицинской визуализации с клиникой ИМО Центра Алмазова. Проект представляли аспирант А. Э. Николаева и научный сотрудник НИЛ магнитно-резонансной томографии А. Г. Левчук.
Целью работы международной команды школьников были создание и реализация анатомической 3D-модели головного мозга на основе данных нейровизуализации с использованием файлов магнитно-резонансной томографии. В ходе выполнения кейса ребята сегментировали данные магнитно-резонансной морфометрии с применением программы MedSeg/3D Slicer. Выделяя структуры головного мозга, создали трехмерною модель с использованием программы 3D Slicer, включающую детализированные анатомические особенности, оптимизировали и адаптировали 3D-модели для последующей объемной печати на специализированном принтере. После чего напечатали несколько моделей головного мозга, в том числе в полную величину с опухолью в лобной доле.
В рамках проекта велась параллельная работа между сегментацией структур головного мозга и разбором клинических кейсов по заданным нозологиям. Таким образом теоретическая информация подкреплялась практикой. Такой подход обеспечивает базовые знаниями о нормальной анатомии, а также позволяет ознакомиться с разнообразными клиническими случаями и патологиями, а также способствует повышению их знаний.
Интерактивное взаимодействие с 3D-моделями головного мозга позволит будущим врачам-нынешним школьникам визуализировать сложные анатомические структуры, лучше понимать пространственные отношения и особенности различных патологий для нового уровня качественного лечения.
Кафедра стоматологии и челюстно-лицевой хирургии ИМО Центра Алмазова разработала проект «Современные цифровые технологии диагностики и планирования лечения заболеваний лицевого скелета». Методическая подготовка проекта велась в междисциплинарной команде совместно со специалистами-неврологами, челюстно-лицевыми хирургами, врачами-ортопедами, специалистами в IT и в области компьютерного моделирования. На фестивале его представлял Богдан Попов, ординатор 2 года.
Итогом работы стал проект, включающий все основные модули современный цифровой медицины: рентгенологические исследования с 3D-реконструкцией, компьютерное моделирование, компьютерное производство, 3D-печать, и виртуальную операционную.
Цель проекта включала в себя как научный, так и образовательный компоненты. Научной составляющей было изучить различные техники 3D-печати сложных полномасштабных анатомических моделей и способы создания поддержек для печати. Образовательный стороной проекта являлось ознакомить группу участников с возможностями современной цифровой медицины.
В состав рабочей группы входили школьники из Ливана, Абхазии, России. Преподавание велось на русском и английском языке. В ходе проекта школьники получили комплексное понимание процессов развития технологического прогресса в медицине, а также ознакомились с принципами работы медицинских фрезерных станков, 3D-принтерами и очками виртуальной реальности. Для этой задачи ребятам продемонстрировали работу CAD/CAM (computer aided design/computer aided manufacturing) технологии и ее прикладное значение в медицине.
В ходе научно-практического блока 3D-печати участники не только ознакомились с принципами технологии, но и получили возможность провести исследование техник печати и изучить виды поддержек.
Результатом работы стал напечатанный в лаборатории Университета Сириус на 3D-принтере Picaso Designer Pro череп человека. По словам инженеров лаборатории, данная печать длилась 52 часа и стала самым сложным вызовом за все время их работы.
Предпоследним модулем была виртуальная операционная, где ребята смогли на практике получить первичные навыки работы в виртуальном пространстве и успешно завершить 4 операции по замене коленного сустава.
Завершала проект онлайн-конференция с ведущими специалистами в области стоматологии и челюсно-лицевой хирургии. Встреча прошла в формате прямого включения из цифровой зуботехнической лаборатории и хирургического кабинета.
Также в ходе мероприятия прошла ярмарка проектов, которую посетили иностранные делегации.
Фестиваль стал платформой для обмена знаниями, опытом и сделал задел на будущее, в том числе в медицинском образовании, поддерживая идею, что образование должно быть инновационным и доступным для каждого.