Включить версию сайта для слабовидящих Сведения об образовательной организации Образовательный портал Контакты
EN

Юбилейная V Всероссийская студенческая олимпиада по кардиологии

17-20 мая прошла юбилейная V Всероссийская студенческая олимпиада по кардиологии, проводимая в рамках Алмазовского молодежного медицинского форума 2023 на базе Центра Алмазова.
Кардиоолимпиада – это проект образовательного объединения «Клуб сердца» (https://vk.com/almazov_heartclub), проводимый при поддержке кафедры кардиологии факультета последипломного и дополнительного образования ИМО Центра Алмазова и Совета обучающихся и молодых учёных (https://vk.com/almazovcyss) Центра Алмазова.
Традиционно олимпиада проводится в 2 этапа:

• заочный, отборочный этап – в формате индивидуального онлайн-тестирования по вопросам кардиологии под видео и аудиоконтролем. На следующий этап проходят команды с наивысшим суммарным баллом, однако, допускается не более 1 команды от вуза и 3 команд от субъекта России. Таким образом на очный этап допускается 12 команд в общем конкурсе и 2 команды от учреждений организаторов (Центра Алмазова и СамГМУ Минздрава России);
• очный этап, включающий несколько конкурсов.
В течение 5 лет количество участвующих в заочном этапе команд росло и в 2023 году составило 117 команд (585 участников) из 50 вузов, 35 городов России и СНГ, включая Республику Беларусь, Республику Кыргызстан, а также Донецкую и Луганскую Народные Республики. Всего за 5 лет в олимпиаде приняло участие более 2000 студентов.
Таким образом, в очном этапе соревновались 14 команд:
1. «Водители ритма» (ВМА им. С.М. Кирова, г. Санкт-Петербург)
2. «Элевация наSTроения» (ПМГМУ им. И.М. Сеченова, г. Москва)
3. «WPW» (Гродненский ГМУ, г. Гродно, республика Беларусь)
4. «Люди в белом» (Санкт-Петербургский ГУ, г. Санкт-Петербург)
5. «Пятикамерное сердце» (СЗГМУ им. И.И. Мечникова, г. Санкт-Петербург)
6. «Ритм галопа» (Приволжский ИМУ, г. Нижний Новгород)
7. «Потенциал в действии» (Ростовский ГМУ, г. Ростов-на-Дону)
8. «Пульс» (Алтайский ГМУ, г. Барнаул)
9. «360 джоулей» (Северный ГМУ, г. Архангельск)
10. «Тахикардия» (РНИМУ им. Н.И. Пирогова, г. Москва)
11. «Грудные жабы» (Кировский ГМУ, г. Киров)
12. «Болюс нора» (МГМСУ им. А.И. Евдокимова, г. Москва)
13. «Синдром «Х» (НМИЦ им. В.А. Алмазова, г. Санкт-Петербург)
14. «Липидный инспектор» (Самарский ГМУ, г. Самара)
Особенностью юбилейной олимпиады также стало приглашение нескольких команд в качестве зрителей и участников некоторых конкурсов вне общего рейтинга – команды из Донецкой Народной Республики («Норадреналин», ДонГМУ им. М. Горького), Республики Кыргызстан («Пентада Фалло», КГМА им. И.К. Ахунбаева) и Республики Татарстан («SCORая помощь», Казанский ГМУ):
Очный этап был представлен 4 конкурсами, а также впервые включал в себя интеллектуальную игру «Что? Где? Когда?», задачей которой было познакомить между собой участников олимпиады, экспертов Центра и сопровождающих команды преподавателей.
В первый день олимпиады состоялся конкурс видеозадач, которые заранее подготовили команды. В каждом представленном видеоролике была зашифрована какая-либо из кардиологических патологий на выбор участников. Следует отметить, что с каждым годом подготовленные задачи раскрывают больший спектр диагнозов, большей оригинальностью, имеют более высокий уровень как актёрского, так и режиссёрского и операторского мастерства. Самым важным образовательным аспектом этого этапа является возможность досконально изучить представляемую патологию, научиться выявлять ключевые позиции в отдельных нозологиях и объяснять материал коллегам. Ежегодно осуществляется публикация всех видеозадач на официальной странице олимпиады в социальной сети ВКонтакте – https://vk.com/olimpiada_po_kardiologii .
Кроме этого, в стартовый день очного этапа олимпиады впервые прошел Межвузовский чемпионат интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?», в котором олимпийцы принимали участие в смешанных командах из разных городов (для формирования состава команд использовался рандомайзер) совместно с преподавателями-экспертами из Центра Алмазова и других ВУЗов России и СНГ. Игра состояла из трех разделов: вопросы по общим знаниям, вопросы из области медицины и кардиологии. Результаты данного чемпионата не влияли на рейтинг команд, целью данного мероприятия было познакомить участников из разных городов между собой, а также с преподавателями Центра и ведущих образовательный учреждений СНГ, создать платформу для дальнейшего профессионального общения и взаимодействия.
Участники положительно оценили идею формирования смешанных команд:
• Команда «Элевация наSTроения» (Первый МГМУ им. И.М. Сеченова, г. Москва): «Считаю данную задумку замечательной идеей, это действительно способствует общению и знакомству. После данного этапа ушла некая скованность, произошла очень хорошая перезагрузка перед следующими этапами».
• Команда «Потенциал в действии» (Ростовский ГМУ, г. Ростов-на-Дону): «Понравилось, что были участники из разных команд, мы и дальше будем поддерживать общение!».
18 мая в рамках юбилейной олимпиады впервые прошла эстафета коммуникативных навыков, ориентированная на проверку знаний и умений студентов решать трудные клинические ситуации взаимодействия с пациентами и их родственниками.
Эстафета коммуникативных навыков включала в себя:
1. Общение с трудным пациентом (роботом), когда студентам пришлось приложить немало усилий и продемонстрировать навыки терпения для получения необходимой информации при взаимодействии с искусственным интеллектом;
2. Сообщение родственнику о смерти пациента, с чем все справились на высоком уровне, не забыв не только грамотно построить диалог, но и предложить необходимую помощь и поддержку;
3. Сообщение пациенту о выявленной злокачественной опухоли желудочка, где студентам пришлось не только ответить на ряд вопросов от стандартизированного пациента, но и выстроить план дальнейших действий и сопровождения пациента;
4. Общение с родственником, негативно настроенным на проводимое лечение пациента, где участники проявили терпимое отношение, не способствовали развитию конфликта и в корректной форме отстаивали правильность проводимых лечебно-диагностических действий;
5. Общение с очень тревожным пациентом, взволнованным в связи с результатами обследования, требующим немедленного внимания от врача, которому по сценарию станции необходимо было срочно явиться на консилиум по другому сложному пациенту.
Данный этап был ориентирован на проверку знаний психологии, деонтологии, оценку навыка общения с пациентами и их родственниками. Он также показал профессионализм участников олимпиады как специалистов, способность здраво, без лишних эмоций подходить к непростым ситуациям, выстраивать грамотную коммуникацию.
Олимпийцы поделились своими впечатлениями от прохождения данной эстафеты, оценив ее востребованность и актуальность:
• Команда «Элевация наSTроения» (Первый МГМУ им. И.М. Сеченова, г. Москва): «Считаю этот этап необходимо ввести и в следующем году. Очень актуальная проблема, не во всех ВУЗах уделяют этому должное внимание. Даже станция с роботом была на мой взгляд достаточно необычной, где ещё, если не на олимпиаде нам выпадет возможность испытать что-то подобное»;
• Команда «Тахикардия» (РНИМУ им. Н.И. Пирогова, г. Москва): «Увидеть данное направление было неожиданно. Очень здорово, что данная олимпиада насыщена практическими аспектами медицинской деятельности. Спасибо большое организаторам за интересные и разносторонние задания; за то, что даете возможность попробовать себя в качестве врачей и знакомите с трудными моментами, в том числе в общении с пациентами».
В третий день олимпиады состоялась самая сложная часть конкурса – эстафета практических навыков. Данное название обусловлено преемственностью станций этапа, связанных единой клинической задачей, и важностью вклада каждого участника в общий результат команды. Эстафета состояла из 7 станций, при этом каждый участник прошёл только 3 из них. При этом учитывалась как индивидуальная, так и командная работа.
Основным отличием стало то, что команда взаимодействовала не с одним, как в предыдущие годы, а с двумя пациентами: матерью и сыном, связанными единой наследственной системной патологией, одним из главных органов-мишеней является сердце – болезнью Фабри.
Во время прохождения эстафеты участники побывали в ролях врачей общей практики, врачей приемного отделения, врачей кардиологов, и демонстрировали навыки амбулаторного консультирования, оказания экстренной медицинской помощи, командной работы.
Команды поделились своими отзывами о данном этапе олимпиады:
• Команда «Тахикардия» (РНИМУ им. Н.И. Пирогова, г. Москва): «Эстафета практических навыков – это самая классная часть олимпиады, на которой можно почувствовать себя уже взрослым врачом! Обычно олимпиады проходят в формате вопрос-ответ, и это немного скучно, а тут нужно применить знания на практике, это очень здорово!»;
• Команда «360 джоулей» (Северный ГМУ, г. Архангельск): «Это было захватывающе! Если такие эстафеты буду проводиться в университетах, то это значительно повысит уровень обучения, усвоения знаний».
По итогам первых трех этапов только 5 команд из 14 прошли в финал олимпиады, который состоялся 20 мая, в последний конкурсный день, и проводился в формате «Своей игры». Команды выбирали вопросы из разных областей кардиологии и получали баллы в соответствии с ценовой категорией выбранного вопроса – «Хроническая сердечная недостаточность», «Некоронарогенные заболевания», «Ишемическая болезнь сердца», «Нарушения ритма сердца», «Визуализация в кардиологии». Кроме того, за некоторыми вопросами скрывался «Кот в мешке» – вопрос из любой другой области кардиологии, не представленной в исходных рубриках.
По итогам финала стали известны лучшие кардиологические команды 2023 года:
• 1 место: Команда “WPW” (Гродненский ГМУ, г. Гродно, Республика Беларусь)
• 2 место: Команда “Тахикардия” (РНИМУ им .Н.И. Пирогова, г. Москва)
• 3 место: Команда “Пульс” (Алтайский ГМУ, г. Барнаул)
• 3 место: Команда “Элевация наSTроения” (Сеченовский университет, г. Москва)

Ждем всех в следующем году на VI Всероссийской студенческой олимпиаде по кардиологии!