Сведения об образовательной организации Образовательный портал Контакты

РОСОМЕД-2021: X Юбилейный съезд РОСОМЕД и Международная конференция «Симуляционное обучение в медицине: опыт, развитие, инновации»

16 – 18 сентября 2021 года в Нижнем Новгороде в гибридном формате состоялся РОСОМЕД-2021: X Юбилейный съезд РОСОМЕД и Международная конференция «Симуляционное обучение в медицине: опыт, развитие, инновации». Многие из участников смогли лично присутствовать на заседаниях, делясь своим опытом и идеями по улучшению медицинского образования в России.

Фото 1. Пленарное заседание РОСОМЕД 2021 и рабочие секции

16 сентября 2021 года в рамках РОСОМЕД-2021 в Гербовом зале состоялось заседание «Качество высшего медицинского образования в новых условиях».

Модераторы: Пармон Елена Валерьевна, НМИЦ им. В.А. Алмазова, г. Санкт-Петербург; Рипп Татьяна Михайловна, НМИЦ им. В.А. Алмазова, г. Санкт-Петербург.

Фото 2. Заседание «Качество высшего медицинского образования в новых условиях»

Заседание включало следующие доклады:

  1. «Образовательная адаптация и цифровая трансформация в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19» Пармон Елена Валерьевна, НМИЦ им. В.А. Алмазова, г. Санкт-Петербург;
  2. «Будем считать, что сделано» – границы допустимости в симуляционном обучении. Энерт Анастасия Витальевна, Сибирский ГМУ, г. Томск;
  3. «Жизнь симуляционного центра в эпоху пандемии новой коронавирусной инфекции» Ходус Сергей Васильевич, Амурская ГМА, г. Благовещенск;
  4. «Готовность населения к оказанию первой помощи в экстренных ситуациях и ее эффективность» Дорофеев Александр Леонидович, Дальневосточный ГМУ, г. Хабаровск;
  5. «Возможности отработки навыков оперативного родоразрешения в условиях симуляционного обучения» Кузнецова Наталья Борисовна, РостГМУ, г. Ростов-на-Дону;
  6. «Опыт оптимизации процедуры аккредитации специалистов Пермского края» Рудин Виктор Петрович ПГМУ им. академика Е.А. Вагнера, г. Пермь;
  7. «Где брать кадры для симуляционного обучения?» Шубина Любовь Борисовна, МГУ имени М.В. Ломоносова, г. Москва.

 

Ссылка на видеозапись публичной презентации «Образовательная адаптация и цифровая трансформация в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19» Пармон Е.В., директор института медицинского образования НМИЦ им. В.А.Алмазова: https://www.youtube.com

В рамках публичной презентации организовано общественно-профессиональное экспертное обсуждение результатов прикладных исследований и разработки по научно-методическому обеспечению развития системы управления качеством высшего образования в условиях коронавирусной инфекции Covid-19 и после нее.

Основные результаты обсуждения:

  1. Признать опыт систематизации накопленных знаний, положительных сторон и проблем медицинского образования в период пандемии Covid-19 и решений, представленных Центром Алмазова успешным. Приобретенный положительный опыт может быть использован при возникновении других экстремальных условий и в повседневной деятельности ВУЗов.
  2. Существует разрыв между цифровыми компетенциями преподавателей и возможностями представления ими учебного материала. Дефициты цифровых компетенций были восполнены в экспресс-режиме, поэтому для выявления данных разрывов следует использовать регулярные опросы среди преподавателей и обучающихся, в том числе, и тестирование, направленные на определение состояния проблемы и проводить анализ использования цифровых технологий в образовательном процессе (методическую обоснованность, инновационный дизайн, педагогические решения, эффективность обучения, обратный отзыв).
  3. Предложено повысить цифровую грамотность преподавателей в вузах в условиях продолжающейся интенсификации цифровизации образования. Целесообразно реализовывать не только циклы ПК по отдельным направлениям работы в электронно-информационной среде ВУЗа, но и проводить регулярные тематические семинары для НПР, организовывать онлайн курсы с элементами асинхронного обучения, наладить работу «цифровых помощников» и «цифровое волонтерство». Особое значение имеет вовлечение и мотивация студентов к обучению и приобретению компетенций и навыков в цифровой среде.
  4. Одним из приоритетных и сложных вопросов для образовательных организаций является организация практической подготовки обучающихся в период пандемии, особенно, по направлениям, связанным с получением и развитием мануальных навыков в особой специфичной среде. Создание симулированной особой среды отчасти возможно при использовании виртуальных технологий.
  5. Усилить сотрудничество между образовательными организациями, профессиональными сообществами и Российским обществом симуляционного обучения в медицине в сфере разработок образовательных программ, методик и технологий, уделив особое внимание виртуальным (цифровым) симуляционным технологиям.
  6. Считать одной из первоочередных задач работу по разработке и методической поддержке программ по коммуникативным навыкам в симулированных условиях для обучающихся различных уровней подготовки.
  7. Создать на постоянной основе коммуникационной площадки кризисных образовательных решений для оперативного обмена успешным опытом и обсуждения наиболее проблемных вопросов, поиска их решения, формирования межвузовского коммуникационного поля. В качестве очной площадки предлагается рассмотреть Центр Алмазова.
  8. Необходимо проработать особые дискуссионные и проблемные вопросы медицинского профессионально-педагогического сообщества для сферы здравоохранения с привлечением органов власти и управления:
  • Организация допуска обучающихся медицинских ВУЗов к осуществлению практической подготовки по направлениям лечебной деятельности в лечебно-профилактических учреждениях: ответственность, допуск, контроль.
  • Включение преподавателей клинических дисциплин в федеральный реестр медицинских работников для полноценного включения в лечебно-диагностический процесс.
  • Интенсификация цифровизации медицинских организаций, оказывающих медицинскую и диагностическую помощь, для обмена данными – правовые аспекты, материально-техническое и программное обеспечение.

Также активное участие в работе конференции приняли специалисты НМИЦ им. В.А. Алмазова:

  • «Организация обучения студентов медиков в контексте индивидуальной образовательной траектории» Кухарчик Галина Александровна;
  • «Тренинг на рабочем месте (In Situ) — эффективная технология подготовки персонала» Рипп Евгений Германович;
  • «Научные исследования с помощью симуляционных технологий». Эксперты: Андреенко Александр Александрович, Рипп Евгений Германович, Рипп Татьяна Михайловна, Ходус Сергей Васильевич, Бородина Мария Александровна.

Руководитель аккредитационно-симуляционного центра ФГБУ «НМИЦ им. В. А. Алмазова» Минздрава России Рипп Евгений Германович был награжден памятным призом и благодарственным письмом за разработку и внедрение программ обучения in Situ по тактике ведения больных с COVID-19.