Сведения об образовательной организации Образовательный портал

Кафедра лабораторной медицины и генетики

Кафедра лабораторной медицины и генетики была создана в 2013 году, но подготовка специалистов по клинической лабораторной диагностике осуществлялась за несколько лет до этого. Целью работы кафедры является подготовка специалистов в области лабораторной медицины, способных реализовать внедрение новых биомедицинских технологий и научных достижений в клиническую практику. В подготовке специалистов реализуется концепция междисциплинарных взаимодействий с формированием компетенций врача клинической лабораторной диагностики и врача-лабораторного генетика. Другой не менее важной задачей является обучение студентов-будущих врачей клинических специальностей основам лабораторной медицины для дальнейшего успешного ее использования в клинической работе.

Свой отзыв о работе кафедры лабораторной медицины и генетики можно оставить здесь.

Специальности и направления подготовки специалистов

Подготовка специалистов проводится по двум специальностям — клиническая лабораторная диагностики и лабораторная генетика – в клинической ординатуре, аспирантуре, а также по программам профессиональной переподготовки, общего усовершенствования с сертификацией и тематического усовершенствования в форме образовательных модулей. Завучем кафедры является доцент, к.м.н. Черныш Н.Ю.

Общее усовершенствование осуществляется в рамках основных лабораторно-диагностических направлений: лабораторные исследования при патологии системы крови, высокие лабораторные технологии, избранные вопросы клинической биохимии и лабораторной иммунологии, основы цитогенетических лабораторных исследований, нарушения системы гемостаза, использование молекулярно-генетические технологии в лабораторной практике, основы иммуногематологических исследований, организацию работы и управление лабораторией. Обучение на циклах тематического усовершенствования максимально приближено к задачам трансляционной медицины при заболеваниях сердечно-сосудистой системы, патологии системы гемостаза, онкологических заболеваниях. Большинство программ дополнительного профессионального образования разработаны с учетом возможности повышения квалификации для врачей клинических направлений.

На циклы переподготовки и усовершенствования принимаются не только врачи, но и лица с биологическим образованием, допущенные в установленном порядке к осуществлению деятельности в клинико-диагностических лабораториях, с выдачей по окончании обучения удостоверения государственного образца.

Кадровый состав кафедры отличается стабильностью и профессионализмом, представлен всеми тремя поколениями сотрудников; в коллективе сложились добрые и уважительные отношения. В составе кафедры работает 5 докторов медицинских и биологических наук, 5 кандидатов медицинских наук. К работе активно привлечены врачи клинико-диагностической лаборатории Центра.

Особое внимание в подготовке специалистов уделяется управлению качеством лабораторных исследований, знакомству с современным информационным обеспечением (лабораторная информационная система), принципами автоматизации, правовой базой и организацией работы лаборатории.

Полученные знания позволят молодым специалистам сразу после окончания обучения включиться в работу клинико-диагностической или генетической лаборатории любого уровня без длительного периода адаптации, а врачам и биологам со стажем — получить новые знания и оптимизировать свою деятельность на всех этапах — от поступления образцов до выдачи результатов, обработки и хранения лабораторных данных.

С 2017 года преподаватели кафедры принимают участие в создании дистанционных программ и вебинаров в системе НМО. Проведено более 50 вебинаров для слушателей России и стран СНГ. Опыт on line работы позволил кафедре в 2020 году быстро перестроить работу в дистанционный формат и расширить спектр образовательных программ циклами по диагностике COVID-19.

В 2020 году преподаватели и ординаторы кафедры были задействованы в лабораториях города в диагностике COVID-19 или заменив, тех специалистов лабораторий, кто был отозван со своих рабочих мест на борьбу с короновирусом.

Базы практической подготовки

Основной базой обучения являются лаборатории НМИЦ им. В.А. Алмазова – Центральная клинико-диагностическая лаборатория (6 площадок), научно-исследовательские лаборатории Института молекулярной биологии и генетики.

Клинические базы кафедры в соответствии с заключенными договорами это крупные лабораторные центры Санкт-Петербурга: межрайонные лаборатории клинико-диагностического центра для детей, клинико-диагностического центра №1, Николаевской больницы, городской поликлиники №34, клинико-лабораторные отделения стационаров — Ленинградской областной клинической больницы, больницы святого Георгия, больницы Боткина  и Всероссийского центра экстренной и радиационной медицины имени А.М. Никифорова и другие лаборатории.

Ежегодно на базе кафедры обучаются более 50 клинических ординаторов и специалистов с высшим образованием (врачи, биологи) в рамках профессиональной переподготовки по специальностям клиническая лабораторной диагностика и лабораторная генетика.

Научная деятельность

Кафедра лабораторной медицины и генетики в составе научно-клинического объединения «Лабораторная медицина» активно участвует в научной работе ФГБУ «НМИЦ им. В. А. Алмазова» Минздрава России. Реализуются 2 темы Государственного задания, научные программы в рамках НЦМУ. Приоритетным направлением научных исследований сотрудников кафедры является изучение молекулярных и генетических методов исследований, механизмов тромботических событий, ранняя диагностика предтромботических состояний и мониторинг антитромботической терапии. На кафедре открыта аспирантура по специальности 3.3.8 – клиническая лабораторная диагностика с подготовкой диссертационных работ по медицинским и биологическим наукам.

В аспирантуре ежегодно обучается до 5 аспирантов. С 2013 года на базе кафедры защищено 4 кандидатские и 1 докторская диссертации. Ответственным за подготовку в аспирантуре и научную работу кафедры является профессор кафедры, д.б.н. Сироткина О.В. Коллектив активно включился в подготовку программ магистратуры по направлению биология. Готовится учебная лабораторная база в поселке Солнечном.

Особенности практической подготовки

В процессе обучения осваиваются все этапы лабораторного исследования, использование самых передовых технологий, аналитических систем, включающих в себя автоматические анализаторы для биохимических, гематологических, коагулологических исследований, иммунохимического анализа, проточной цитометрии, а также экспресс-анализаторы. Практическая подготовка осуществляется опытными врачами с многолетним стажем работы на оборудовании ведущих производителей медицинской лабораторной техники: «Abbot», «Rochе», «Sysmex», «Beckman Coulter», «Diagast» и многих других.

В программу подготовки входит освоение методов молекулярно-генетических и цитогенетических исследований, полимеразной цепной реакции и секвенирования. Имеется уникальная возможность изучить особенности лабораторной диагностики у пациентов детского возраста, новорожденных и беременных женщин, овладеть навыками иммуногематологических исследований на новейшем анализаторе «Qwalis» и с помощью гелевых технологий. Лаборатория Лечебно-реабилитационного комплекса целенаправленно осуществляет подготовку по диагностике эндокринных заболеваний и освоение алгоритмов ведения пациентов на этапе реабилитации.

Общественная деятельность

Кафедра принимает активное участие в организации работы лабораторной службы страны совместно с Федерацией лабораторной медицины. Сотрудники кафедры работают в различных комитетах федерации, являются соавторами и разработчиками фонда оценочных средств для аккредитации специалистов по клинической лабораторной диагностике и лабораторной генетике, взаимодействуют как эксперты с Методическим центром аккредитации специалистов и Министерством здравоохранения РФ, входят в составы аккредитационных и аттестационных комиссий, лабораторного совета при комитете здравоохранения Санкт-Петербурга.

В 2019 году совместно с ФЛМ организован и проведен Первый Клинико-лабораторный форум, ставший ежегодным крупным научно-практическим событием всероссийского значения.

В 2020 году преподаватели кафедры стали соразработчиками первых образовательных модулей по COVID-19, принимали участие в написании временных методических рекомендаций по короновирусной инфекции.