Сведения об образовательной организации Образовательный портал Контакты

Кафедра физиологии



Кафедра «Физиологии» Лечебного факультета Института медицинского образования ФГБУ «НМИЦ имени В. А. Алмазова» Минздрава России основана 1 июня 2019 года.

Образовательная деятельность кафедры

Кафедра участвует в образовательном процессе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 31.05.01 Лечебное дело (уровень специалитета).

В постоянный состав кафедры входят: заведующий кафедрой (доктор биологических наук), 2 профессора (доктора биологических наук), доцент (кандидат биологических наук) и ассистент. Помимо штатных преподавателей учебный процесс обеспечивают совместители – профессор (доктор педагогических наук), доцент (кандидат педагогических наук) и старший лаборант.

Преподаваемые дисциплины:

Специалитет:

Базовые дисциплины:

  • Нормальная физиология;
  • История медицины и основы научно-исследовательской работы.

Элективные дисциплины:

  • Биомеханика двигательных действий;
  • Спортивная физиология;
  • Спортивная морфология;
  • Интегративная нейрофизиология.

Факультативы:

  • Актуальные вопросы спортивной физиологии.

Научно-исследовательская деятельность кафедры:

  • На базе НИЛ биопротезирования и кардиопротекции ЦЭБ ИЭМ Центра Алмазова: Тема ГЗ: «Разработка твердофазных гранулированных препаратов для контактной гемомодуляции и активации репаративных процессов при повреждениях различной этиологии (ожоги, раневой процесс, СД)» – Изучение возможности максимальной мобилизации эндогенных регуляторных и эффекторных молекул гуморальных и клеточных компонентов крови, образующихся в результате твердофазной контактной гемомодуляции (контактная активация крови на гранулированных сорбентах) с последующей доставкой нового спектра этих молекул в орган или сосудистый регион, где локализован очаг поражения (малообъемная гемоперфузия) — отв. исполнитель д.б.н. Буркова Н.В.
  • На базе Центра доклинических и трансляционных исследований Центра Алмазова: Тема ГЗ: «Разработка программно-аппаратного комплекса для дистантного кондиционирования миокарда на основе локальной абдоминальной декомпрессии». – Экспериментальное обоснование методики кондиционирования миокарда с помощью локальной абдоминальной декомпрессии и разработка экспериментального образца программно-аппаратного комплекса для проведения процедуры локальной абдоминальной декомпрессии в клинической практике – д.б.н. Скопичев В.Г.
  • Грант РФФИ № 20-015-00269 А «Исследование скорости формирования эмпирических понятий и способности к их синтезу у 3-4 летних здоровых детей и детей высокого риска при рождении в сравнительном аспекте» – к.б.н. Тихонравов Д.Л.

На базе кафедры с марта 2019 года функционирует СНК «Физиология»:

Основной целью работы СНК «Физиология» является создание и развитие благоприятных условий для научно-исследовательской деятельности студентов с 1 курса обучения, их участия в научных исследованиях, проводимых в НМИЦ им. В.А. Алмазова и на научных базах, входящих в состав медицинского научно-образовательного кластера «Трансляционная медицина».

Основными задачами работы СНК «Физиология» являются:

  • помощь студентам в самостоятельном научном поиске и организационное обеспечение их научной работы;
  • своевременное информирование студентов о запланированных научных конференциях, конкурсах, выставках и т.д., о возможности участия в них;
  • проведение научно-практических исследований и научно-практических мероприятий по тематикам НИР кафедры, факультета, института, Центра им. В.А. Алмазова.

За время работы СНК «Физиология» студентами 1-4 курсов опубликовано более 40 тезисов, 3 статьи в журналах ВАК: «Трансляционная медицина», «Крымский журнал экспериментальной и клинической медицины» и получены 4 патента на изобретение.

СНК «Физиология» сотрудничает с НОО «Клуб сердца» (секция «Введение в кардиологию»), с СНК «Фундаментальная медицина» и др., проводятся совместные заседания.

Преподаватели кафедры активно участвуют в программе поиска и реализации научно-технологических проектов и наставников для школьников «Сириус»:

  1. Тема: «Изучение влияния приверженности средиземноморской диете на развитие ожирения среди населения детского школьного возраста»
    Консультант проекта: д.б.н. Буркова Н.В.
    Наставники проекта: студент 403 п/группы ЛФ Киселева А.Д., студент 404 п/группы ЛФ Свиридов Э.Е., студент 311 п/группы ЛФ Сорокин Д.В.
  2. Тема: «Взаимосвязь индивидуальных особенностей биологических ритмов учащихся с их учебной активностью»
    Консультант проекта: д.б.н. Буркова Наталья Владимировна
    Наставники проекта: студент 213 п/группы ЛФ Абдуллина Л.У., студент 213 п/группы ЛФ Чубарова М.Р.
  3. Тема: «Исследование сравнительного влияния различных факторов на интеллектуальные способности старших школьников»
    Консультант проекта: д.б.н. Белов Дмитрий Романович
    Наставники проекта: студент 303 п/группы ЛФ Долгая Е.П., студент 205 п/группы ЛФ Балагов Э.А.
  4. Тема: «Формирование или актуализация понятий «размер» и «форма» у учащихся начальной школы»
    Консультант проекта: к.б.н. Тихонравов Дмитрий Леонидович
    Наставники проекта: студент 206 п/группы ЛФ Бирюкова В.С., студент 202 п/группы ЛФ Лаптев М.И.

Научное сотрудничество

  • Факультет медицинской физики ФГАОУ ВО Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого.
  • Кафедра химии твердого тела Института химии ФГБОУ ВПО Санкт-Петербургского государственного университета.
  • Кафедра материаловедения и товарной экспертизы Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна.
  • Лаборатория сравнительных эколого-физиологических исследований Института эволюционной физиологии и биохимии им. И.М. Сеченова РАН.
  • Лаборатория (группа) нейрорегуляции мышечной функции Института эволюционной физиологии и биохимии им. И.М. Сеченова РАН.
  • Лаборатория сравнительной физиологии и патологии ЦНС Института эволюционной физиологии и биохимии им. И.М. Сеченова РАН.
  • Лаборатория «Полимерные материалы для тканевой инженерии и трансплантологии» ФГАОУ ВО Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого.
  • Лаборатория «Механика полимеров и композитов» Института высокомолекулярных соединений РАН.
  • Лаборатория «Полимерные материалы для тканевой инженерии и трансплантологии» ФГАОУ ВО Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого.
  • Лаборатория стереохимии сорбционных процессов ФГБУН Института элементоорганических соединений им. А. Н. Несмеянова РАН.
  • Химический институт Санкт-Петербургского университета.
  • Ресурсный центр «Инновационные технологии композитных наноматериалов» научного парка СПбГУ.

Научное руководство:

Научный руководитель: Буркова Наталья Владимировна, д.б.н., доцент, заведующий кафедрой физиологии Лечебного факультета ИМО ФГБУ «НМИЦ им. В.А. Алмазова» Минздрава России
Тема диссертационной работы: “Индукция биоцидных факторов нейтрофильных лейкоцитов при контакте с углеродными нанотрубками»
Направление подготовки: 06.06.01 – Биологические науки. Направленность (профиль) подготовки – «Клеточная биология, цитология и гистология»
Исполнитель: аспирант кафедры биологии Грищук Иван Витальевич

Научный руководитель: Скопичев Валерий Григорьевич, д.б.н., профессор, профессор кафедры физиологии Лечебного факультета ИМО ФГБУ «НМИЦ им. В.А. Алмазова» Минздрава России
Диссертационная работа на соискание ученой степени кандидата биологических наук по специальности 03.03.01 физиология
Тема диссертационной работы: "Анализ микроциркуляции при локальной абдоминальной декомпрессии у крыс
"
Исполнитель: научный сотрудник НИЛ нейрогенеза и нейродегенеративных заболеваний ЦПМ НЦМУ, главный ветеринарный врач Ветеринарной службы Испытательного центра ЦДТИ ИЭМ ФГБУ «НМИЦ им. В.А. Алмазова» Минздрава России Васютина Марина Львовна

Публикационная активность кафедры (2020–2021)
Статьи:

  1. O.P. Kirichuk, E.N. Mayevskaya, N.V. Burkova, E.N. Dresvyanina, S.I. Kuznetsov, I.P. Dobrovolskaya, V.E. Yudin Comparative Characteristics of the Reaction of Cellular Elements of Human Venous Blood on Contact with Carbon Hemosorbent and Chitosan Fibers in vitro. Cell and Tissue Biology. 2020. 14 (3): 202–208. DOI: 10.1134/S1990519X20030049.
  2. Голубева И.Ю., Тихонравов Д.Л., Войтенков В.Б., Пашков А.Ю., Первунина Т.М. Сравнительное исследование формирования понятий с использованием реальных геометрических фигур и контурных изображений в качестве стимулов у детей в возрасте 4–5 лет. Трансляционная медицина. 2020. 7 (5):109-118. https://doi.org/10.18705/2311—4495-2020-7-5-109-118.
  3. Панова Н.А., Скопичев В.Г. Роль клеточного иммунитета в ранний послеродовой период. Медицинская иммунология, 2021. 23 (4):853-858 doi: 10.16789/1563—0625-ARF-2275.
  4. V. Scopichev, M. Zharkova, and F. Alistratova Oncoprotective effect of short-term hypoxic training in model of Ehrlich ascites carcinoma in mice in International research conference on Challenges and Advances in Farming, Food Manufacturing, Agricultural Research and education, KnE Life Sciences, 2021:32-46. DOI 10.18502/kls.vOiO.8915.
  5. И Ма, А.В. Федоров, К.А. Кондратов, А.А. Князева, М.Л. Васютина, А.С. Головкин «Органоспецифичная экспрессия генов воспаления в ответ на введение липополисахарида рыбам Danio rerio». Медицинская иммунология, 2021. 23 (5):1071—1080. doi: 10.15789/1563—0625-OSL-2357.
  6. Киричук О.П., Юрьев Г.О., Буркова Н.В., Постнов В.Н., Романчук Е.В., Свиридов Э.Е., Киселева А.В., Литвиненко Е.В., Романова О.Б., Кузнецов С.И. Силохром С-120 и его производные как возможные контактные активаторы клеток крови для малообъемной гемоперфузии. Крымский журнал экспериментальной и клинической медицины. 2021. 11 (4):17-26.
  7. Голубева И.Ю., Тихонравов Д.Л. Сравнительное исследование когнитивных способностей нечеловеческих приматов в условиях, близких к естественным, и детей 4-5 лет. I Национальный конгресс по когнитивным исследованиям, искусственному интеллекту и нейроинформатике. IX международная конференция по когнитивной науке. Москва. Сборник научных трудов НИЯУ МИФИ, 2021. Ч2:379-382.
  8. Тихонравов Д.Л., Голубева И.Ю. Формирование понятий и их синтез при использовании геометрических фигур и плоскостных контурных изображений в качестве стимулов у макак резусов и 4-5-летних детей в сравнительном аспекте. I Национальный конгресс по когнитивным исследованиям, искусственному интеллекту и нейроинформатике. IX международная конференция по когнитивной науке. Москва. Сборник научных трудов НИЯУ МИФИ, 2021. Ч2:382-385.
  9. Кузнецов С.И., Киричук О.П., Буркова Н.В., Юрьев Г.О., Даванков В.А, Постнов В.Н., Романчук Е.В., Свиридов Э. Е., Киселева А.Д. Сравнение активационных возможностей гемосорбентов по скорости адгезии клеток крови in vitro. Трансляционная медицина. 2021. (в печати).
  10. Белов Д.Р., Фесенко З.С., Ефимов А.В., Лакстыгал А.М., Ефимова Е.В., Гайнетдинов Р.Р. Различия по ЭКоГ у разных пород крыс, нокаутных по гену дофаминового транспортёра (ECoG differences in various species of dopamine transporter gene knockout rats). Neuroscience letters. (в печати).
  11. Белов Д.Р., Фесенко З.С., Ефимов А.В., Лакстыгал А.М., Ефимова Е.В., Гайнетдинов Р.Р. Синхронизация в гамма-диапазоне ЭКоГ при разной глубине диссоциативной анестезии у крыс, нокаутных по гену дофаминового транспортёра. Российский физиологический журнал им. И.М. Сеченова. 2021. (в печати).
  12. Голубева И.Ю., Тихонравов Д.Л., Пальчик А.Б., Кузнецова Т.Г., Пахомов К.В. Изучение способности детей 3-5 лет формировать понятия разной степени сложности в возрастном и неврологическом аспектах. Интегративная нейрофизиология. 2021. (в печати).

Доклады, тезисы:

  1. Кухарчик Г.А., Буркова Н.В., Пармон Е.В. Инновационные технологии организации самостоятельной работы студентов. Виртуальные технологии в медицине. 2020. 1 (23):41. https://doi.org/10.46594/2687—0037_2020_1_41.
  2. Тихонравов Д.Л., Голубева И.Ю. Формирование понятий и их синтез при использовании геометрических фигур и плоскостных контурных изображений в качестве стимулов у макак резусов и 4-5-летних детей в сравнительном аспекте. I Национальный конгресс по когнитивным исследованиям, искусственному интеллекту и нейроинформатике. М:2020. (устный доклад).
  3. Тихонравов Д.Л., Голубева И.Ю. Формирование понятий с использованием контурных изображений у детей дошкольного возраста. XVI Всероссийское совещание с международным участием, посвященное памяти академика Л.А. Орбели. С-Пб:2020. (устный доклад).
  4. Голубева И.Ю., Тихонравов Д.Л. Сравнительное исследование когнитивных способностей нечеловеческих приматов в условиях, близких к естественным, и детей 4-5 лет. I Национальный конгресс по когнитивным исследованиям, искусственному интеллекту и нейроинформатике. IV международная конференция по когнитивной науке. М:2020. (устный доклад).
  5. Тихонравов Д.Л. Методика формирования понятий и их синтеза у 4-5-летних детей // Международный педагогический форум «Стратегические ориентиры современного образования». Екатеринбург. 2020:123-125.
  6. Galina Kukharchik, Elena Parmon, Natalya Burkova, Evgeny Shlyakhto Innovative technologies of organizing self-learning of medical students. https://virt-us.app/e/sesam-2021/abstracts/innovative-technologies-of-organizing-self-learning-of-medical-students/
  7. Тихонравов Д.Л., Голубева И.Ю. Сравнение способности к формированию понятий и их синтезу у низших обезьян и детей дошкольного возраста. Фундаментальные и прикладные аспекты медицинской приматологии. ФГБНУ “НИИ медицинской приматологии”. Сочи: 2021 (устный доклад).
  8. Голубева И.Ю., Тихонравов Д.Л., Кузнецова Т.Г. Изучение способности к формированию понятий у приматов в филогенетическом аспекте. Фундаментальные и прикладные аспекты медицинской приматологии. ФГБНУ “НИИ медицинской приматологии”. Сочи:2021. (устный доклад).
  9. Голубева И.Ю., Тихонравов Д.Л., Кузнецова Т.Г. Формирование понятий у приматов. Филогенетический аспект. Сборник тезисов IV международной научной конференции «Фундаментальные и прикладные аспекты медицинской приматологии», посвящ. 100-летию со дня рождения академика Б.А. Лапина [Электронный ресурс] – Сочи: ФГБНУ «НИИ МП», 2021: 229-235.
  10. Тихонравов, Д.Л., Голубева, И.Ю. Сравнение способности к формированию понятий и их синтезу у низших обезьян и детей дошкольного возраста. Сборник тезисов IV международной научной конференции «Фундаментальные и прикладные аспекты медицинской приматологии», посв. 100-летию со дня рождения академика Б.А. Лапина [Электронный ресурс] – Сочи: ФГБНУ «НИИ МП», 2021: 235-242.
  11. Тихонравов Д.Л., Голубева И.Ю. Могут ли макаки и 4-5-летние дети создавать идеи на основе сформированных понятий. Всероссийская конференция с международным участием «Интегративная физиология» ИФ РАН. С-Пб:2021. (устный доклад).
  12. Лаптев М.И., Бирюкова В.С., Белашов Е.А., Голубева И.Ю., Тихонравов Д.Л. Особенности формирования или актуализация понятий размера и формы у учащихся начальной школы. Сборник трудов XXV научной школы-конференции молодых ученых по физиологии и высшей нервной деятельности и нейрофизиологии [Электронный ресурс] Институт ВНД и нейрофизиологии РАН, М. 2021: 23-29.
  13. Пахомов К.В., Голубева И.Ю., Тихонравов Д.Л. Формирование или актуализация понятий разной степени сложности у двух возрастных групп детей дошкольного возраста. XXIV научная школа-конференция молодых ученых по физиологии высшей нервной деятельности и нейрофизиологии. Институт ВНД и нейрофизиологии РАН. М. 2021 (стендовый доклад).
  14. Пахомов, К.В., Голубева, И.Ю., Тихонравов, Д.Л. Формирование или актуализация понятий разной степени сложности у двух возрастных групп детей дошкольного возраста. Сборник трудов XXV научной школы-конференции молодых ученых по физиологии и высшей нервной деятельности и нейрофизиологии [Электронный ресурс] Институт ВНД и нейрофизиологии РАН, М. 2021:280-286.
  15. Бирюкова В.С., Белашов Е.А., Голубева И.Ю., Тихонравов Д.Л. Особенности формирования или актуализации понятий размера и формы у учащихся начальной школы. XXIV научная школа-конференция молодых ученых по физиологии высшей нервной деятельности и нейрофизиологии. Институт ВНД и нейрофизиологии РАН. М: 2021 (стендовый доклад).
  16. Лаптев М.И., Бирюкова, В.С., Белашов, Е.А., Голубева, И.Ю., Тихонравов, Д.Л. Особенности формирования или актуализация понятий размера и формы у учащихся начальной школы. Сборник трудов XXV научной школы-конференции молодых ученых по физиологии и высшей нервной деятельности и нейрофизиологии [Электронный ресурс] Институт ВНД и нейрофизиологии РАН, М. 2021: 23-29.
  17. Голубева И.Ю., Тихонравов Д.Л. Метод формирования эмпирических понятий и их синтеза. Опыт применения у приматов разных таксономических групп. Всероссийская конференция с международным участием «Интегративная физиология». С-Пб. ИФ РАН. 2021 г. (устный доклад).

Перспективный план развития кафедры физиологии

  • Функционирование в составе единого учебно-научного комплекса.
  • Внедрение НИР в учебный процесс.
  • Разработка новых и развитие имеющихся научных направлений СНК.
  • Внедрение инновационных методов организации учебного процесса.
  • Проведение практических занятий по дисциплине «Нормальная физиология» в Аккредитационно-симуляционном центре ИМО.
  • Подготовка учебно-методических пособий по дисциплинам специалитета.
  • Развитие междисциплинарного и межкафедрального сотрудничества.
  • Организация научно-практических конференций.
  • Подготовка и издание научных статей и докладов сотрудниками кафедры.
  • Укрепление материально-технической базы кафедры.