Сведения об образовательной организации Образовательный портал

Кафедра физиологии



Кафедра «Физиологии» Лечебного факультета Института медицинского образования ФГБУ «НМИЦ имени В. А. Алмазова» Минздрава России основана 1 июня 2019 года.

Образовательная деятельность кафедры

Кафедра участвует в образовательном процессе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 31.05.01 Лечебное дело (уровень специалитета).

В постоянный состав кафедры входят: заведующий кафедрой (доктор биологических наук), 2 профессора (доктора биологических наук) и доцент (кандидат биологических наук). Помимо штатных преподавателей учебный процесс обеспечивают совместители – 2 доцента (доктор и кандидат педагогических наук), 7 ассистентов и старший лаборант.

Преподаваемые дисциплины:

Специалитет:

Базовые дисциплины:

  • Нормальная физиология;
  • История медицины и основы научно-исследовательской работы;
  • Физическая культура и спорт.

Элективные дисциплины:

  • Физическая культура и спорт: спортивные игры;
  • Физическая культура и спорт: общая физическая подготовка;
  • Физическая культура и спорт: адаптированная программа;
  • Биомеханика двигательных действий;
  • Спортивная физиология;
  • Спортивная морфология;
  • Интегративная нейрофизиология.

Факультативы:

  • Актуальные вопросы спортивной физиологии.

Научно-исследовательская деятельность кафедры

На базе НИЛ биопротезирования и кардиопротекции ЦЭБ ИЭМ Центра Алмазова:

Тема ГЗ: «Разработка твердофазных гранулированных препаратов для контактной гемомодуляции и активации репаративных процессов при повреждениях различной этиологии (ожоги, раневой процесс, СД)» – Изучение возможности максимальной мобилизации эндогенных регуляторных и эффекторных молекул гуморальных и клеточных компонентов крови, образующихся в результате твердофазной контактной гемомодуляции (контактная активация крови на гранулированных сорбентах) с последующей доставкой нового спектра этих молекул в орган или сосудистый регион, где локализован очаг поражения (малообъемная гемоперфузия) — отв. исполнитель д.б.н. Буркова Н.В.

На базе Центра доклинических и трансляционных исследований Центра Алмазова:

Тема ГЗ: «Разработка программно-аппаратного комплекса для дистантного кондиционирования миокарда на основе локальной абдоминальной декомпрессии». – Экспериментальное обоснование методики кондиционирования миокарда с помощью локальной абдоминальной декомпрессии и разработка экспериментального образца программно-аппаратного комплекса для проведения процедуры локальной абдоминальной декомпрессии в клинической практике – д.б.н. Скопичев В.Г.

  • Грант РФФИ № 20-015-00269 А «Исследование скорости формирования эмпирических понятий и способности к их синтезу у 3-4 летних здоровых детей и детей высокого риска при рождении в сравнительном аспекте» – к.б.н. Тихонравов Д.Л.

На базе кафедры с марта 2019 года функционирует СНК «Физиология»:

Основной целью работы СНК «Физиология» является создание и развитие благоприятных условий для научно-исследовательской деятельности студентов с 1 курса обучения, их участия в научных исследованиях, проводимых в НМИЦ им. В.А. Алмазова и на научных базах, входящих в состав медицинского научно-образовательного кластера «Трансляционная медицина».

Основными задачами работы СНК «Физиология» являются:

  • помощь студентам в самостоятельном научном поиске и организационное обеспечение их научной работы;
  • своевременное информирование студентов о запланированных научных конференциях, конкурсах, выставках и т.д., о возможности участия в них;
  • проведение научно-практических исследований и научно-практических мероприятий по тематикам НИР кафедры, факультета, института, Центра им. В.А. Алмазова.

За время работы СНК «Физиология» студентами 1-3 курсов опубликовано более 25 тезисов, статья в журнале «Трансляционная медицина и получены 2 патента на изобретение.

СНК «Физиология» тесно сотрудничает с НОО «Клуб сердца» (секция «Введение в кардиологию»), проводятся регулярные совместные заседания.

Преподаватели кафедры активно участвуют в программе поиска и реализации научно-технологических проектов и наставников для школьников «Сириус»:

  1. «Эволюция поведения: от инстинкта, безусловного и условного рефлексов до интеллекта» (рук. к.б.н. Тихонравов Д.Л.)
  2. «Соотношение вербальных и невербальных способностей старших школьников в зависимости от региона проживания» (рук. Белов Д.Р.).

Научное сотрудничество

  • Факультет медицинской физики ФГАОУ ВО Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого.
  • Кафедра химии твердого тела Института химии ФГБОУ ВПО Санкт-Петербургского государственного университета.
  • Кафедра материаловедения и товарной экспертизы Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна.
  • Лаборатория сравнительных эколого-физиологических исследований Института эволюционной физиологии и биохимии им. И.М. Сеченова РАН.
  • Лаборатория (группа) нейрорегуляции мышечной функции Института эволюционной физиологии и биохимии им. И.М. Сеченова РАН.
  • Лаборатория «Полимерные материалы для тканевой инженерии и трансплантологии» ФГАОУ ВО Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого.
  • Лаборатория «Механика полимеров и композитов» Института высокомолекулярных соединений РАН.
  • Лаборатория «Полимерные материалы для тканевой инженерии и трансплантологии» ФГАОУ ВО Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого.
  • Лаборатория стереохимии сорбционных процессов ФГБУН Института элементоорганических соединений им. А. Н. Несмеянова РАН.
  • Химический институт Санкт-Петербургского университета.
  • Ресурсный центр «Инновационные технологии композитных наноматериалов» научного парка СПбГУ.

Публикационная активность кафедры (2019–2020)

  1. Буркова Н.В., Киричук О.П., Кузнецов С.И., Юдин В.Е., Дресвянина Е.Н., Романчук Е.В. Контакт пленок хитозана с клеточными элементами венозной крови человека in vitro / Вестник Смоленской государственной медицинской академии. – 2019; 18 (1):34-42.
  2. Киричук О.П., Буркова Н.В., Романчук Е.В., Литвиненко Е. В., Киселева А. Д., Кузнецов С. И. Оценка активационных возможностей твердофазных поверхностей по скорости адгезии клеток / Трансляционная медицина. – 2019; 6 (3):53–60.
  3. Киричук О. П., Юрьев Г.О., Буркова Н. В., Постнов В. Н., Романчук Е. В., Кузнецов С. И. Сравнение спектральных характеристик плазмы после контакта венозной крови человека с Силохромом С-120 и его химически модифицированными производными в стендовых условиях / Крымский журнал экспериментальной и клинической медицины. – 2019; 9 (2):20–26.
  4. Киричук О.П., Юрьев Г.О., Буркова Н.В., Даванков В.А., Постнов В.Н., Романчук Е.В., Киселева А.Д., Кузнецов С.И. Сравнительная характеристика реакции клеточных элементов венозной крови человека на контакт с угольным гемосорбентом и волокнами хитозана in vitro / Цитология. – 2019; 61 (11): 864-871. ИФ 0,721.
  5. Кузнецов С.И., Киричук О.П., Буркова Н.В., Романчук Е.В. Способ оценки активационных возможностей гемоконтактных препаратов (в том числе сорбентов) по скорости адгезии клеток крови.Патент RU 2701722 С1. Заявка № 2018140809. Приоритет от 19.11.2018. Опубликовано 01.10.2019. Бюллетень №28
  6. Скопичев В.Г., Алистратова Ф.И. Адаптация к гипобарической гипоксии / LAMBERT Academic Publishing. – 2019. – 141c.
  7. Кухарчик Г.А., Буркова Н.В., Пармон Е.В. Инновационные технологии организации самостоятельной работы студентов. – Медицинское образование и профессиональное развитие.– 2019. Т.10, №2. – С. 271-273.
  8. Киричук О.П., Юрьев Г.О., Буркова Н.В., Даванков В.А., Постнов В.Н., Романчук Е.В., Кузнецов С.И. Сравнительная характеристика реакции клеточных элементов венозной крови человека на контакт с угольным гемосорбентом и волокнами хитозана in vitro. Цитология.–2019; 61 (11): 864-871.DOI:10.1134/S0041377119110038
  9. O.P. Kirichuk, E.N. Mayevskaya, N.V. Burkova, E.N. Dresvyanina, S.I. Kuznetsov, I.P. Dobrovolskaya, V.E. Yudin Comparative Characteristics of the Reaction of Cellular Elements of Human Venous Blood on Contact with Carbon Hemosorbent and Chitosan Fibers in vitro. Cell and Tissue Biology, 2020, Vol. 14, No. 3, pp. 202–208. DOI: 10.1134/S1990519X20030049
  10. Пальчик А.Б. Тихонравов Д.Л. Специальное Образование. 2020. 2 (58): 150-161. DOI 10.26170/sp20-02-12.
  11. Голубева И.Ю., Тихонравов Д.Л., Войтенков В.Б., Пашков А.Ю., Первунина Т.М. Сравнительное исследование формирования понятий с использованием реальных геометрических фигур и контурных изображений в качестве стимулов у детей в возрасте 4–5 лет. Трансляционная медицина. 2020;7 (5):109-118. https://doi.org/10.18705/2311—4495-2020-7-5-109-118
  12. Кузнецов С.И., Киричук О.П., Буркова Н.В., Постнов В.Н., Юрьев Г.О., Романчук Е.В. Применение гранул кремнеземного сорбента марки «Силохром С-120» в качестве контактного гемоактиватора клеточных элементов крови. Патент RU 2712626 С1. Заявка № 2019120307 Приоритет от 27.06.2019. Опубликовано 30.01.2020. Бюллетень №4.
  13. Кузнецов С.И., Киричук О.П., Даванков В.А., Романчук Е.В., Киселева А.Д., Свиридов Э.Е. Применение гранул сорбента из сверхсшитого полистирола марки «Стиросорб 516» в качестве гемоактиватора клеточных элементов крови. Патент RU 2712630 С1. Заявка № 2019115702. Приоритет от 22.05.2019. Опубликовано 30.01.2020. Бюллетень №4.
  14. Кухарчик Г.А., Буркова Н.В., Пармон Е.В. Инновационные технологии организации самостоятельной работы студентов. Виртуальные технологии в медицине. 2020; 1 (23):41. https://doi.org/10.46594/2687—0037_2020_1_41.
  15. Galina Kukharchik, Elena Parmon, Natalya Burkova, Evgeny Shlyakhto Innovative technologies of organizing self-learning of medical students. https://virt-us.app/e/sesam-2021/abstracts/innovative-technologies-of-organizing-self-learning-of-medical-students/

Перспективный план развития кафедры физиологии

  • Функционирование в составе единого учебно-научного комплекса.
  • Внедрение НИР в учебный процесс.
  • Разработка новых и развитие имеющихся научных направлений СНК.
  • Внедрение инновационных методов организации учебного процесса.
  • Проведение практических занятий по дисциплине «Нормальная физиология» в Аккредитационно-симуляционном центре ИМО.
  • Подготовка учебно-методических пособий по дисциплинам специалитета.
  • Развитие междисциплинарного и межкафедрального сотрудничества.
  • Организация научно-практических конференций.
  • Подготовка и издание научных статей и докладов сотрудниками кафедры.
  • Укрепление материально-технической базы кафедры.