Сведения об образовательной организации Образовательный портал Контакты
EN

Кафедре детских болезней Центра Алмазова в 2018 году исполнилось 5 лет

Конечно, совсем еще не юбилей, скромная дата самого начала пути. По педиатрическим понятиям, возраст активного познания окружающего мира и собственного в нем места. Но, с другой стороны, уже пройден и прожит определенный профессиональный и творческий период организации и становления нового вначале образовательного подразделения, созданного в структуре научного многопрофильного центра. Это, несомненно, новый опыт интеграции обучения с фундаментальными и клиническими исследованиями, позволяющими в реальной практике проверять и закреплять полученные знания и навыки, равно как и  принимать непосредственное участие в разработке и апробации новейших технологий и методик в области профессионального интереса.

Современный этап развития общества, происходящий в эпоху смены веков и тысячелетий, сопровождается значительными переменами потребностей и требований к организации системы здравоохранения в части оказания помощи населению, что, в свою очередь, бросает вызовы и требует переосмысления большого круга вопросов, имеющих отношение к подготовке и обучению профессиональных медицинских кадров. Педиатрия, как научно-практическая дисциплина, в чем-то подобно объекту своего изучения – детям, оказалась в эту переходную эпоху наиболее уязвимой с точки зрения понимания места и значимости в структуре различных систем медицинского образования. Стремление проанализировать и осмыслить собственный опыт преподавания педиатрии в неразрывной связи как с современными тенденциями развития и профессиональными требованиями, так и с фундаментальными годами формировавшимися постулатами, определить перспективные стратегии развития, а также просто, в который уже раз, низко поклониться этой гуманнейшей из профессий,    легло в основу и явилось целью данной публикации.

Исторически начало организации медицинской помощи детям связано с попечением подкинутых детей. Многие основоположники педиатрии получали свой первый врачебный педиатрический опыт в воспитательных домах.  В 1802 г. в Париже была открыта первая больница для детей а в  1834 г. в Санкт-Петербурге была основана вторая в Европе (и первая в России) специальная детская больница на 60 коек (ныне детская инфекционная больница № 18 им. Н. Ф.Филатова в Санкт-Петербурге). В 1842 г. открылась первая Московская детская больница на 100 коек – первая в мире больница для детей раннего возраста (ныне ДКБ № 13 им. Н. Ф. Филатова). Обе больницы содержались на благотворительные средства Во второй половине XIX – начале XX в.в. педиатрия стала самостоятельным предметом преподавания на медицинских факультетах. Первая кафедра детских болезней была организована в середине XIX в. в Германии, которая в то время занимала передовые позиции в области педиатрии. Возникновение педиатрии в России, как самостоятельной медицинской специальности, и начало преподавания педиатрии, как дисциплины, тесно связано с историей старейшего высшего медицинского образовательного учреждения — Медико-Хирургической Академии (МХА) (ныне Российская Военно-Медицинская Академия), основанной в Санкт-Петербурге в 1798 г., и с именами выдающихся ученых, работавших в МХА. Обучение студентов врачебному искусству вначале проводилось на лечебных факультетах, и первыми преподавателями, читавшими курс детских болезней, стали профессора – акушеры (профессор Повивального института Нестор Максимович Максимович-Амбодик (1744 — 1812), заведующий кафедрой «Акушерства и вообще учения о женских и детских болезнях» МХА Степан Фомич Хотовицкий (1796 — 1885).   Первая в России самостоятельная кафедра детских болезней была создана  в МХА, и ее основатель Н.И. Быстров, первый в России профессор-педиатр, приступил к чтению курса педиатрии и заведованию клиникой детских болезней в 1870 г.  Большой вклад в развитие педиатрической науки внесли представители московской школы. В Московском университете первая клиника детских болезней была создана в 1866 г. Преподавание педиатрии началось с теоретического (1861), а затем практического (1866) курса при кафедре акушерства, женских и детских болезней, который читал Н. А. Тольский (1832—1891), и завершилось организацией в 1888 г. самостоятельной кафедры детских болезней. С 1891 г. ею руководил Н. Ф. Филатов. Монографии Н. Ф. Филатова «Семиотика и диагностика детских болезней», «Лекции об острых инфекционных болезнях у детей», «Краткий учебник детских болезней», «Клинические лекции» являются золотым фондом отечественной педиатрии и переведены на основные европейские языки. Огромный вклад в развитие и становление отечественной педиатрии внесли А.А.Кисель (1859 — 1938), Г.Н.Сперанский (1873 — 1968), именем которого была названа одна из старейших кафедр детских болезней в честь 85-ти летнего юбилея (ныне – кафедра педиатрии ФГБОУ ДПО РНМАПО имени Г.Н.Сперанского Минздрава РФ), организаторы педиатрических кафедр в разных городах России на рубеже XIX — XX веков: в Казани (1881 профессор Н. А. Толмачев), в Киеве (1889 г. — профессор В. Е. Чернов), в Харькове (1889 г. — профессор М. Д. Пономарев), в Томске (1901 г. — профессор С. М. Тимашев) и многие другие.

Важным решением, во многом определившим дальнейшую стратегию обучения врачей-педиатров в нашей стране, явилось открытие в 1930 — 1935 гг.   педиатрического факультета в Москве и педиатрического института (как высшего учебного заведения) в Ленинграде. Это было, несомненно, новаторским подходом в системе подготовки педиатров: в других странах врач становится педиатром уже после получения общеврачебного диплома, то есть со сложившимся медицинским мировоззрением, получая профессиональную переподготовку. В России была принята концепция специального высшего медицинского образования для подготовки педиатров, предусматривавшая специальную педиатрическую направленность всего обучения в высшем медицинском учебном заведении, начиная с первого курса, что формирует именно педиатрическую направленность медицинского мышления.  До настоящего времени данная концепция позволяет сохранить высокий уровень и уникальность отечественной модели обучения педиатрии, совершенно при этом не исключающей последипломного обучения в форме повышения квалификации или тематического усовершенствования. В настоящее время в России функционирует несколько десятков  кафедр педиатрии, где педиатры не реже чем 1 раз в 5 лет обязаны повышать свою квалификацию.

Обобщая вышесказанное, следует подчеркнуть, что Россия принадлежит к числу стран-пионеров в части создания системы оказания медицинской помощи детям, изучения особенностей детского организма в разные возрастные периоды, разработки научно обоснованных профилактических мер, направленных на повышение уровня здоровья и развития, а также единственной страной, обоснованно внедрившей обучение педиатрии как самостоятельной специальности, т.е. одновременно с обучением собственно медицинской науке.

Отдавая дань хорошим традициям, тем не менее нельзя не признать, что медицина настоящего и будущего претерпевает значительное, во многих областях галопирующее, развитие, существенно влияющее на требования к процессу и конечному результату оказания медицинской помощи населению. Целью медицины, основанной на знаниях (science-based medicine), является решение проблемы «активного долголетия» на основе смены парадигмы от лечения болезней до их максимальной превенции, внедрения принципов неинвазивной, максимальной щадящей, функциональной, основанной на новых технологиях, максимально гибких и адаптированных к особенностям пациента, медицинской помощи. Реализация данной концепции возможна при условии интеграции глубоких знаний и базы доказательств, оптимального менеджмента в части организации управления лечебным процессом, использования современных цифровых технологий, сокращающих время принятия решений, персонализации терапевтических подходов на основе анализа индивидуальных особенностей каждого пациента. Очевидно, что наибольшая успешность в решении подобных задач возможна при условии наиболее ранней, с детского возраста, оценки персональных рисков патологии и разработки программ их максимальной превенции, что определяет особую степень ответственности педиатров – ученых и клиницистов. Следует понять и признать, что такие тенденции в экономике, как глобализация, работа в мультиязычной среде, в условиях роста конкуренции, клиенториентированности и удаленного доступа требуют оперативного ответа со стороны медицинского образования и перестройки системы здравоохранения.  С этих позиций крайне важными представляются обучение врачей 1-2 иностранным языкам, способности использовать цифровые технологии в обмене и обработке данных; непрерывное медицинское образование становится неотъемлемой необходимостью современного врача. Синхронизация образовательных программ в разных странах позволит стандартизировать  процессы обучения и обмен информацией. Важным фактором изменения мировоззрения врача является обучение и внедрение принципов «ценностной» медицины, предполагающей превалентность интересов пациента над интересами системы здравоохранения, что в целом способно качественно изменить вектор оказания помощи (изменение логистики движения пациента в ЛПУ, время пребывания в стационаре, использование роботизированных систем поддержки принятия  решений и др). Таким образом, вопросы подготовки врача-педиатра в условиях вызовов изменяющихся потребностей общества, требуют серьезного анализа, осмысления и выработки взвешенной тактики с точки зрения баланса в сохранении лучшего в традиционном классическом обучении педиатрии и внедрением новых технологий, направленных на решение задач, стоящих перед современным здравоохранением.

Организация 5 лет тому назад кафедры детских болезней, равно, как и других кафедр института медицинского образования, в структуре Центра им.В.А.Алмазова, явилась во многих отношениях событием новым и экспериментальным. Предстояло серьезно обдумать и спланировать идеологию обучения педиатрии с максимальным использованием  преимуществ многопрофильного научно-исследовательского учреждения, интегрирующего возможности кластера с университетами немедицинской фундаментальной направленности. Первым заведующим кафедрой был  профессор Д.О.Иванов (в настоящее время — ректор Санкт-Петербургского педиатрического университета), с 2015 г. по настоящее время кафедрой заведует доктор медицинских наук И.Л.Никитина. Немногочисленный вначале, кадровый состав кафедры с годами значительно увеличивался, и сейчас кафедра по праву может называться «профессорской», так как на ней работают  7 докторов наук, что составляет более половины профессорско-преподавательского состава (ППС), при этом 70% ставок занято основными сотрудниками кафедры (Рис.1).  Признавая важную роль профессиональных и личностных характеристик ППС в обеспечении конечного результата образовательной деятельности, вопросам подбора кадров на кафедре всегда уделялось особое внимание. Так, все преподаватели имеют большой клинический опыт работы в педиатрических стационарах и поликлиниках, а наряду с базовым педиатрическим образованием, сертифицированы и  признаны специалистами экспертного уровня по смежным специальностям, соответствующим преподаваемым на кафедре дисциплинам: «детская кардиология», «детская эндокринология», «неонатология», «педиатрия». Средний возраст ППС кафедры составил 47 лет. Новаторским, но впоследствии вполне оправдавшим себя решением было включение в состав ППС кафедры доктора медицинских наук, специалиста-интервенционного хирурга аритмолога, а также  педагогов-педиатров, сертифицированных по медицинской психологии, в том числе  с ученой степенью по данной специальности. Образовательные технологии и методики всегда являлись предметом исследовательского интереса и профессионального отбора для использования в обучении педиатрическим дисциплинам на кафедре. Сохраняя незыблемыми традиции индивидуальной работы обучающегося непосредственно с пациентом и его семьей, формирование навыков общеклинического обследования и выявления индивидуальности каждого клинического случая, умения общения и контактирования как с пациентом, так и с его родителями, в обучении врачей широко применяются также инновационные технологии. Среди последних  используется симуляционное обучение, направленное на отработку отдельных  практических навыков, а также оказания неотложной помощи в ургентной ситуации (Рис.2). Использование программного комплекса симуляторов позволило разработать ряд интерактивных задач, имеющих целью отработку командной работы в критических ситуациях, моделирование ряда клинических ситуаций с непосредственным ролевым участием обучающихся в принятии решений и этапах оказания медицинской помощи детям с различной патологией. В работу кафедры широко внедрены цифровые технологии обучения.

Организовано   дистанционное образование  на циклах  дополнительного профессионального образования  (ДПО) в формах вебинаров и телемедицинских симпозиумов, создана база электронных ресурсов для самообразования  (для клинических ординаторов),  создана система компьютерного контроля уровня знаний. Сотрудники кафедры, являясь учеными и клиницистами экспертного уровня в  своей области, имеют широкое профессиональное сотрудничество как с ведущими специалистами в разных разделах педиатрии, так и с отечественными и зарубежными педиатрическими кафедрами и департаментами. С точки зрения педагогической деятельности подобное сотрудничество реализуется заключением договоров и меморандумов (с кафедрой педиатрии им.Г.Н. Сперанского ГОУ ВПО РНМАПО, департаментом педиатрии Государственного Университета медицины и фармации им. Н.Тестемицану Республики Молдова), проведением совместных научных и образовательных мероприятий с международным участием, аккредитованных в системе непрерывного медицинского образования (НМО). Так, в течение последних лет были проведены симпозиумы и школы «Командный подход в оказании помощи при нарушениях полового развития» с участием руководителя Европейской ассоциации «Disorder of sex development and sex maturation» профессором O.Hiort (Германия), «Проблема гендерной дисфории у молодых» с участием руководителя Департамента педиатрической эндокринологии Каролинского университета профессора O.Soder (Швеция), «Оказание помощи при врожденном гиперинсулинизме» с участием директора Департамента детской хирургии Университета Грайсвальда профессора W. Barthlen (Германия), руководителя Департамента детской Эндокринологии медицинского исследовательского Центра Sidra профессора Khalid Hussain (Катар) (рис.4). В 2017 году состоялся симпозиум с участием Президента Европейской Ассоциации вит. D (EVIDAS) профессора Павла Плудовски, гл. педиатра Центрального ФО профессора Захаровой И.Н., на котором были подробно обсуждены педиатрические аспекты диагностики и коррекции недостаточной обеспеченности витамином D, а позже, в 2018 году, была принята национальная программа по недостаточности и дефициту витамина D у детей РФ и методам коррекции, экспертом и соавтором которой стала зав. кафедрой детских болезней И.Л. Никитина. (рис.5,6). Принимая непосредственное участие в школах-симпозиумах, обучающиеся (врачи, клинические ординаторы и аспиранты) имеют возможность личной встречи со специалистами экспертного уровня в соответствующих областях педиатрии, возможности участия в дискуссии и обсуждении наиболее актуальных вопросов.

Еще одним новым методом последипломной профессиональной подготовки, используемой кафедрой детских болезней, стало внедрение технологии «мобильный профессор», заключающейся в обмене визитами   сотрудников заключивших договор кафедр педиатрии с целью чтения лекций по наиболее актуальным проблемам педиатрии, проведении интерактивных дискуссий в аудитории обучающихся. Подобная практика не только обогащает новыми профессиональными знаниями, но и позволяет получить уроки  лекторского мастерства, равно как и удовольствие личного общения с ведущими отечественными и зарубежными специалистами.

На кафедре детских болезней  проводится последипломное  обучение по программам ординатуры, аспирантуры и дополнительного профессионального образования   в соответствии с обозначенными выше специальностями.   Анализируя некоторые количественные показатели, следует отметить  устойчивую тенденцию к ежегодному росту количества обучающихся  по программам как ординатуры, так и  ДПО. Так, за последние три года количество обучающихся в ординатуре возросло в 4 раза,  в настоящее время на кафедре обучается 46 ординаторов – жителей Санкт-Петербурга и других регионов России (Рис.7). Идеология   кафедры ориентирована на тесную взаимосвязь обучения, участия в научных исследованиях и трансляции результатов в клиническую практику. Пожалуй, одной из наиболее важных отличительных черт образовательного процесса в «НМИЦ им. В.А.Алмазова» является быстрое «погружение» обучающихся в научно-исследовательскую деятельность, участия в клинических исследованиях, в результате которой, наряду с профессиональными компетенциями, будущие врачи осваивают навыки планирования и непосредственного проведения научной работы, математического анализа и, в итоге, понимания основ медицины, основанной на доказательствах. Учитывая значительное разнообразие направлений НИР на кафедре детских болезней – от экспериментальных исследований с трансляцией результатов в клиническую практику, до полностью клинических работ, направленных на анализ  изучаемой патологии, а также эпидемиологических исследований чисто педиатрического характера, состоящих в оценке современных трендов физиологических параметров – роста, полового развития, интеллекта – ординаторы получают на старте большой выбор типа научного исследования, в конце обучения реализующегося написанием курсовой работы и ее устной защиты на конференции молодых ученых (Рис.8). Данный раздел обучения является отличительным, так как реализуется только в программах ординатуры Центра им. В.А.Алмазова. Еще одним важным внедрением стала организация научно-клинического общества ординаторов, обучающихся на кафедре детских болезней. Под руководством куратора группа ординаторов готовит на общество   презентацию новых клинических рекомендаций (отечественных и международных), причем последние ординаторы самостоятельно переводят на русский язык, и представляют для обсуждения аудитории обучающихся на кафедре, включая врачей на циклах ДПО. Другой тематикой общества может быть клинический разбор с представлением и анализом сложных диагностически и терапевтически, или редких, пациентов детского возраста. Во всех случаях основными участниками являются сами ординаторы, а кураторы модерируют проведение заседания (Рис.9). На наш взгляд, работа общества имеет пользу с нескольких точек зрения, так как развивает у ординаторов и аспирантов не только клиническое мышление и анализ, но и умение представить материал в виде устного доклада,  совершенствует навыки ораторского искусства, а также мотивирует на изучение иностранного языка. Несомненную пользу также несет совместное живое общение, в процессе которого   значительно лучше проявляются индивидуальные качества каждого обучающегося.

Именно этому вопросу во взаимных отношениях преподавателей и курируемых ими ординаторов будет посвящена следующая часть данной публикации. В последние годы появляется все больше сведений о возрастании проблем эмоционального, психологического, социального характера  среди обучающихся, особенно на ранних сроках обучения и в учебных заведениях крупных городов. Об этом свидетельствует статистика студенческих профилакториев, начинающих переполняться  вскоре после начала учебного года, при этом большинство обращений связано с психоэмоциональными расстройствами, неврозами, социальной дезадаптацией, и требует в основном психологической поддержки.  В учебных заведениях мегаполисов обучается большое количество иногородних  молодых студентов и ординаторов, резко сменивших образ жизни, привычное окружение и оказавшихся под прессом бытовых проблем наряду с высокой учебной нагрузкой. При этом разный уровень стрессоустойчивости может иметь различные следствия негативного характера. При поступлении в медицинские вузы абитуриента проверяют на знания химии, биологии русского языка, но особенности его мышления, мотивации,  ценностные ориентации, личностные качества не исследуются. Мы решили попробовать посмотреть, с какими личностными особенностями приходят к нам  ординаторы и, в будущем, студенты, и попытаться проанализировать, какие именно особенности позволят им быть успешными в обучении врачебной специальности. Психологами кафедры подобран ряд психодиагностических методик: 

— Индивидуально-типологический опросник (ИТО) Л.Н. Собчик (оценка индивидуальных характеристик по девяти шкалам: ложь, аггравация, экстраверсия, интраверсия, спонтанность, агрессивность, ригидность, сенситивность, лабильность);

— Метод цветовых выборов (МЦВ) — адаптированный тест Люшера, направленный на изучение бессознательных аспектов личности;

-     Мотивационный тест Хеккаузена, оценивающий мотивацию достижения и избегания неуспеха;

-    Проективная методика «Несуществующее животное», направленный на  изучение психомоторной связи и состояния психики (скрытые тенденции).

Анализ результатов тестов позволит определить основные психологические особенности личности, покажет наличие личностной дисгармонии, внутренние противоречия, эмоциональную зрелость и уровень самопонимания. Тестирование целесообразно проводить ежегодно, анализируя  успехи и сопоставляя с имеющимися у испытуемого личностными особенностями, для понимания психологических, мотивационных, эмоциональных особенностей личности, определяющих успешность в обучении медицинской специальности. Также своевременная диагностика психологической неустойчивости поможет обеспечить своевременную, в том числе психологическую, помощь и избежать многих нежелательных последствий [12,13].

Индивидуальное внимательное отношение к обучающимся всегда было и остается одним из основных кредо кафедры детских болезней. Особенностями современной жизни является все  большее погружение в цифровой мир, а молодое поколение живет в нем круглосуточно. А это более опасный, нестабильный, сверхбыстрый, прозрачный мир, с новым рисками и вызовами. Человеку приходится выбирать между будущими возможностями и  возможными опасностями. Молодое поколение общается в сетях, там могут быть сотни друзей, а поговорить по душам не с кем, живое общение (глаза в глаза) сведено к минимуму, навыки живого общения, важнейшие среди навыков хорошего врача, могут быть не развиты. Понимая данные особенности, мы стремимся создать комфортную для обучения и развития студентов и ординаторов среду, ввели в практику обучения тренинги развития коммуникативных   компетенций и живого общения. Так знакомство с нашими ординаторами и студентами мы начинаем с адаптационного тренинга (welcome-тренинг) где каждый ординатор немного говорит о себе, своих ожиданиях, планах, при желании мечтах, и узнает о своих коллегах, с которыми ему предстоит учиться и взаимодействовать. Здесь же ординатор знакомится со своим наставником (mentoring)  — куратором из профессорско-преподавательского состава кафедры, который на протяжении всего обучения сопровождает молодого коллегу с целью передачи опыта, контроля качества обучения, прививая ценности корпоративной культуры и культуры медицинского труда. Для повышения коммуникативной компетенции и  быстрого вхождения ординатора в научно-исследовательскую и учебно-практическую деятельность кафедры мы поддерживаем такие методы обучения  как:

-шедоуинг (shadowing), когда обучающийся наблюдает за процессом работы, участвует лишь косвенно, задавая вопросы, являясь тенью своего наставника (еженедельные профессорские обходы, участие в профессорских приемах и консультациях), получая всесторонние знания о профессии, ее особенностях, сложностях и радостях;

-обучение действием (actionlearning)– обучаемый решает поставленную перед ним задачу самостоятельно (научно-исследовательская работа, статья), но с серьезным обсуждением с руководителем и в группах студенческого научного общества кафедры. Самостоятельное решение реальных задач позволяет развивать у обучающегося навыки стратегического мышления и уверенность в себе;

— баддинг – это неформальное наставничество, где обучение строится на дружественных советах, подсказках равноправного «товарища-бадди»;

— обучающие игры и тренинги, которые развивают коммуникативные компетенции, знакомят с психологическими особенностями детей различного возраста, пола, учат разбираться в особенностях реагирования на различные жизненные ситуации (болезнь, потеря близкого, страх смерти) и понимать нужды ребенка.

Такое взаимодействие позволяет сплотить обучающихся, развивает внутреннюю мотивацию, а конкурентная среда способствуют профессиональному росту и открывает доступ к новым нестандартным идеям.

Что касается обучения врачей на циклах ДПО, то ежегодно по   программам профессиональной переподготовки, повышения квалификации, в том числе по образовательному сертификату, стажировки на рабочем месте, на кафедре обучаются   педиатры, неонатологи, детские эндокринологи и детские кардиологи из разных городов РФ и ближнего зарубежья (Рис.10). Так, были обучены врачи из Казахстана, Узбекистана, Республики Молдова. 2014 учебный год оказался рекордным по количеству обученных (более 70 педиатров и детских эндокринологов), это связано выездным сертификационным циклом в только что вошедшую в состав РФ Республику Крым – наша кафедра была первой, выдавшей сертификаты детским врачам этого региона (Рис.11). На кафедре успешно организовано преподавание в системе  непрерывного медицинского образования, а заведующий кафедрой является экспертом Координационного совета НМО МЗ РФ.

 Итак, возвращаясь к началу данной статьи: врач настоящего и будущего, обучающийся на кафедре детских болезней – кто он? Во-первых, и это главное, это профессионал высокого уровня, основывающий свою деятельность на рекомендациях медицины доказательств, и умеющий постоянно обновлять свои знания в этом направлении. Это максимально психологически и эмоционально устойчивый человек, подготовленный своими наставниками – опытными педагогами кафедры, сопровождающими и поддерживающими его на протяжении всего периода обучения, к многочисленным вызовам современной жизни как в профессиональном, так и в личностном отношениях.  Это специалист, хорошо ориентирующийся в цифровых технологиях, но при этом получающий основную информацию при непосредственной коммуникации с пациентом – ребенком и его родителями. Ибо основная идеология обучения врачебному мастерству на кафедре детских болезней была и остается в постоянной связи с клинической практикой, в непосредственном общении и наблюдении за больным ребенком, в принятии наиболее важных решений на основании анализа совокупности информации, значимая часть которой получена непосредственно «у постели больного». В этом отношении мы считаем абсолютно современными слова выдающегося петербургского педиатра прошлого столетия Н.П.Гундобина, который подчеркивал, что «Только клиническое наблюдение у постели больного научит Вас ставить диагноз и предсказание, назначить больному правильную терапию и оценить по достоинству как главные признаки болезни, так и особенности данного случая. Химия, микроскоп, бактериология определяют болезнь, но не дают никаких указаний на ту почву, на которой развивается данное заболевание… Одно лечить болезнь, и совершенно иное лечить самого больного. А в последнем обстоятельстве и заключается вся обязанность врача и клинициста» [14].

В наши дни понятие «научно-клиническая школа» утратила прежде вкладываемый смысл, так как действия врача, независимо от его местонахождения и обучения, должны основываться на рекомендациях клинических протоколов, имеющих доказательную базу. Однако если в это понятие включить совокупность  технологий обучения, психологической поддержки, индивидуального сопровождения, формирования способностей не только осуществлять медицинскую помощь, но и подвергать научному анализу сделанные наблюдения, равно как и постоянно формировать особое, педиатрическое мировоззрение, заключающееся в умении видеть и оценивать физиологию и патологию развития и взросления ребенка, быть готовым оказать любую помощь на всех этапах жизни растущего пациента, авторитетно коммуницировать с его семьей и многое другое, что, по нашему мнению, составляет целостный портрет современного врача-педиатра, то можно серьезно заключить, что на кафедре детских болезней Института медицинского образования «НМИЦ им.В.А.Алмазова» заложены основы такой педиатрической школы.

Материал подготовлен зав. кафедрой И.И. Никитиной, сотрудниками кафедры И.А. Кельмансон, Н.Г. Устиновой.